Адаптация к цинге (Виктор Пепел, rabkor.ru)

В современном мире еще можно встретить по-настоящему редкие вещи. Например, группу с твердой гражданской позицией, избежавшей участия в скандалах с позицией по Украине. Однако, есть и исключения. В то время, как пресса все больше пишет о музыкантах, даже об аполитичных, касаясь лишь их отношения к политике, Российско-казахстанская группа «Адаптация» выпускает альбом, наполненный остросоциальными текстами, но без какой-либо связи с Ура-патриотами обеих сторон.

Но и это далеко не главная причина, по которой стоит о них написать. Просто это по-настоящему хороший панк-рок. С замечательной музыкой, бешеным драйвом и текстами, восходящими к традициям Сибирского панка, но все же оригинальными.

Радует каждая песня. Достаточно начать с титульной Цинги. «Рухнут оковы бремени и на смену козлам придут мудаки…» — зачитывается речитативом, и понимаешь, что если и стоит говорить о безысходности, то лучше так, чем абстрактным хип-хопом хипстеров. Песня-диагноз.

Или взять первую песню альбома — «Лето любви». «У нас не было лета Любви и Вудстока, нас сразу накрыл героин. Кобейн застрелился в двадцать семь лет, он будет всегда молодым. С тех пор здесь мало что изменилось, все те же сны наяву…» Какому поколению эта строчка посвящена не совсем ясно. Поколению Pepsi или современным хипстерам? Каждый может присвоить их себе.

Как и в случае с песней «Вся мощь и бессилие». «Вся мощь и бессилие моего поколения, вся мощь и бессилие моего отражения», — говорится там и волей-неволей в голове встает образ тех, кто родился на закате СССР или сразу после его распада.

Однако, самой группе уже далеко перевалило за двадцать. Образовалась «Адаптация» еще на излете СССР в 1992 году в Актюбинске. Классический ее состав был таков: Ермен Анти — голос, гитара; Ник Вдовиченко — бас (также лидер группы «Западный Фронт»); Саня Шиза — соло-гитара; Сергей Щанкин — барабаны. За годы своего существования группа претерпела определенную эволюцию. Ее первые альбомы были выдержаны в духе чистого Сибирского андеграунда — сырые записи, (пример — альбом «Колесо истории», содержащий песни ранних лет). Тексты Ермена Анти не были провокационными и сюрреалистическими, как у знаменитой Гражданской Обороны или Теплой Трассы, но тем не менее каждый из них представлял яркий образ. Как правило, это был «хлесткий удар», в духе Маяковского, либо грустное размышление о мире, который то сокращался до пределов улицы, то разрастался до целой планеты.

Начиная с «Джута», вышедшего в 2001 году, группа стала более мелодичной, сохраняя при этом бесконечный драйв. Трудно поверить, но об этих экзистенциальных анархистах газета «Завтра» писала в 2004 году: «В жилах Ермена «Анти» Ержанова, вокалиста группы «Адаптация» и автора текстов ее песен, течет кровь древнего гуннского рода. Кровь неистовых разрушителей сытых и надменных цивилизаций. Жестоких и воинственных кочевников, прошедших с Востока на Запад, побеждая и покоряя на своем пути иные племена».

«Цинга» является тринадцатым по счету альбомом группы. При его прослушивании возникает желание написать что-то в духе «Ермен Анти является продолжателем казахских акынов (Акы́н — поэт-импровизатор, поэт и певец у тюркоязычных народов Средней Азии), его песни несут в себе протест, подобно произведениям древних поэтов, не боящихся говорить в лицо ханам», но это будет мелко и пошло. «Цинга» альбом европейский, даже более европейский, чем у бесконечного множества пост-панковских групп, расплодившихся в России и слепо копирующих Западный стиль.

Тем не менее, «Адаптация» вовсе не страдает присущим многим «старичкам» недостатками — ощущением превосходства или ностальгией. Да, музыка стала еще мягче, но это можно списать на влияние Вадима Курылёва, участника группы «Электрические партизаны». Несмотря на острые тексты в своем творчестве, этот представитель Питерского рока стоит ближе к классическому харду, чем к той музыке, что исполняет Адаптация. В создание альбома внес свою лепту и знаменитый авангардный музыкант Сергей Летов, чей саксофон можно услышать в заглавной «Цинге» и «Не стану своим».

Но в остальном «Адаптация» может дать фору сотням современных панк-групп. Если погибать — так с песней. Если жить, так не прячась. Это и есть адаптация к «Цинге».

К сожалению (а может, к счастью), в среде современной молодежи «Адаптация» известна мало. Наверное, даже меньше, чем белорусские «Красные звезды», тоже высказывавшиеся на остросоциальные темы, но навязавшие себя после многих годов забытья через жесткий пиар в социальных сетях. Хотя, не исключено, что музыканты из Актюбинска также получат свое второе рождение. Впрочем, даже если оно не состоится, беды не будет. Состояние нынешнего общества они зафиксировали. Глазами молодого человека. Пусть и из прошлых лет.

Нас не так уж и много осталось
На порезанной скатерти дней
Кружевами наростов сугробы
Согревали своих сыновей

Время метило всех без разбору
Наши рыбы бросались на лёд
Выходя из очередного забоя
Ты строил планы на пять лет вперёд

Вся мощь и бессилие моего поколения
Вся мощь и бессилие моего отражения
Вся мощь и бессилие моего состояния
Ненасытного голода, бесполезного знания,
Пограничного голода, гробового молчания.

Это варвары лезут к нам с юга
Это тают на севере льды
Я спокоен как статуя Будды
Перед тем, как талиб скомандовал: «Пли!»

Альбом «Цинга», выложен в бесплатном доступе на сайте музыкантов, как принято у независимых групп, но его также можно купить в интернет-магазине издательства «Выргород» и на концертах. 

Виктор Пепел, rabkor.ru