Адаптация в клубе Икра

Есть на просторах нынешнего СНГ ряд музыкальных коллективов, настолько мощных и «громокипящих», как выражался Великий Арап, что по ярости и честности они не просто могут сравниться с музыкантами из России, но и подчас превосходят их. Адаптация, несомненно, из этого ряда. Сплав жёсткой мощи и мелодичности привлёк к команде широкое внимание музыкальной общественности, а остросоциальная лирика поставила группу в один ряд с известными пламенными борцами. В сентябре Адаптация приехала в Москву и отыграла концерт в клубе Икра.

Антураж клуба Икра идеально подходит для подобных концертов. Он создаёт атмосферу какой-то подпольности, которая, несомненно, усиливает впечатления, а заодно и сплачивает гостей вечера. Ещё больше порадовал тот факт, что Адаптация вышла на сцену без опоздания. Не смотря на то, что причиной этому был самолёт, на котором барабанщик группы должен был улететь уже через несколько часов, пунктуальность подлила масла в огонь и без того запретного костра. Действительно, ярость Ермена заставляет слушателей чувствовать себя не в своей тарелке, но это не раздражает, а наоборот щекочет нервы и заставляет экстренно вырабатывать адреналин в огромных дозах.

Адаптация — это действительно воплощение ярости и протеста. Но вот какая странная штука: музыка группы не кажется тяжёлой. Она весьма прозрачна, но в ней столько драйва, сколько не способна передать в зал ни одна другая команда. Конечно, определённая его часть — заслуга Ермена АНТИ, который выделывает голосом нечто невообразимое: в зависимости от тематики песни он словно достаёт из заначки всё новые и новые варианты преподнесения текста. Не меньше энергетики идёт и от музыкантов. Зал, поначалу сонный и медлительный, быстро пришёл в движение, и через некоторое время даже появился слэм.

Первая часть концерта была посвящена полномасштабным боевикам. Поговорим о них и мы, тем паче, что эта сторона творчества Ермена АНТИ сотоварищи особенно интересна для любителей полноценных аранжировок. Итак, как я уже говорил, прозрачный звук, чем-то сходный с ранней Гражданской Обороной, поначалу не даёт сосредоточиться на той бешеной энергетике, которую вбрасывают в зал музыканты. Постоянно чувствуешь какое-то несоответствие между экстремальными текстами и достаточно мирной, на первый взгляд, музыкой. Учитывая, с каким упорством современный панк стремится к хардкорному ужесточению, аранжировки Адаптации поначалу кажутся несвоевременными. Но минут через десять я не просто свыкся с этим, я почувствовал, насколько органично данное сочетание. За счёт более-менее мирной музыки проникновенный крик Ермена кажется подчёркнуто обречённым и гневным, в нём слышатся какие-то истерические нотки. Его стихи – это речь человека на грани, человека, оказавшегося перед разветвлением дорог: одна - дорога циника и нигилиста, вторая - дорога самоубийцы. Третьего не дано и назад не повернуть, ведь прошлого больше не будет. Именно с этого перепутья, как мне думается, и ведёт своё начало творчество АНТИ, символом зарождения которого стал парашют Александра Башлачёва. В данный блок вошли самые мощные вещи, пропитанные скорбью и яростью. Песни любви и протеста? Возможно, но с каждой композицией остаётся всё меньше любви и всё больше протеста, протеста бесконечного, доводящего до отчаяния. Идеалы разгромлены, будущего нет, а прошлого больше не будет. Это мир торжествующей базаровщины, мир, в котором всё разрушено, но ничего не построено. И лирическому герою большинства композиций в этом мире нужно как-то жить, привыкая или не привыкая, принимая чужие правила игры или пытаясь им противостоять. Близость этой ситуации к нашей жизни, наверное, и делает Адаптацию такой интригующей.

При всём при этом, творчество Адаптации сильно отличается от того, что Ермен записывал когда-то сам. Отличие неуловимое, но на удивление заметное. То, что у исполнителя получается незаконченным и весьма абстрактным, у группы становится цельным и органичным произведением, в котором нет ничего лишнего. Эта разница на концерте стала заметна, когда начался второй блок, названный unplugged’ом. Как и обещал лидер Адаптации, были исполнены старые песни, многие из которых давно уже не исполнялись. Интересно тут вот что: в зале было не так уж и много людей, но ясно было, что они готовы в любой день сорваться на концерт коллектива, а последний рад снова и снова приезжать в Москву, не смотря ни на долгую дорогу, ни на дорогие билеты. Таких мыслей почему-то не возникало в первой части концерта, прошедшей под знаком безумной энергетики и слэма. Большая часть зала была одета в футболки Адаптации, все знали тексты песен, многие с радостью подходили к стенду Выргорода, который находился неподалёку, и скупали недостающие диски. То есть отдача от фанатов у группы стопроцентная, чем не может похвастаться, пожалуй, ни один другой коллектив.

Таким образом, можно констатировать, что концерт Адаптации в Москве в клубе Икра прошёл замечательно. Конечно, нельзя сказать, что зал был набит битком, но та атмосфера, которая в нём царила, только подтвердила мои догадки – группу у нас любят, ценят и посещают. Собственно, ничего удивительного, учитывая высочайший уровень коллектива. Если кто не добрался до Икры 16 числа, постарайтесь прийти в следующий раз – только услышав Адаптацию в живую и почувствовав весь драйв выступления музыкантов, можно до конца познать всю силу и мощь этого казахского коллектива.

(Статья на сайте "Группа Быстрого Реагирования")

Антон Пайкес, Мария Пупышева
"Группа Быстрого Реагирования"