Были индейцы в городе... (статья Ермена Анти о "Передвижных Хиросимах", октябрь 2013)

«Передвижные Хиросимы» появились на свет в сибирском городе Томске в 1988 году. Нерушимому Советскому Союзу оставалось жить всего несколько лет. Злой гений Горбачёва разбудил страну, убрал «железный занавес» и стал прививать непроспавшемуся населению вирус демократии. Как и обещал генсек, перестройка стала делом всех и каждого. Для большинства населения СССР перестройка обернулась пустыми полками магазинов, сухим законом и тотальной переоценкой ценностей… Неудивительно, что в конце 1991-го эта мистерия закончилась, и наступили серые трудовые будни.

Для меня главным плюсом этого спорного времени было то, что впервые за 70 лет молодёжи перестали навязывать мировоззрение и стиль, загружать государственной идеологией и вообще как-то влиять на неё. Вся неформальная культура, которая была под запретом долгие годы, вдруг попала в топ и возглавила хит-парады. Одним из таких неформальных явлений был русский рок. Меккой русского рока по праву считался Питер, где был самый старый в стране рок-клуб и группы «Аквариум», «Зоопарк» и «Кино», которые этот самый русский рок и придумали. Немного от Питера отставали Москва, Свердловск, Новосибирск. Рок-сцена Томска заметно выделялась своим несоответствием общему пафосу движения. Даже названия у томских групп были странными — «Волосы», «Будни лепрозория», «Стеклянные пуговицы». Эти интересные команды не были поняты современниками, «не попали в струю». По мне, так они просто опередили своё время.

Перед тем, как собрать «Передвижные Хиросимы», Слава Шатов играл на гитаре в «Детях Обруба» — группе, исполнявшей классический олдскульный панк-рок. В интернете есть запись выступления «Детей Обруба» на дне молодёжи в 1989 году. Посмотрите, если будет время, это видео. Посмотрите на лица зрителей, на то, как они одеты, на людей, наблюдающих концерт из окон домов — и, может быть, энтузиазм тех дней вам станет немного понятен.

Первые записи новой группы Шатова очень напоминали по настроению «Joу Division» – монотонный качающий бас, выведенный на первый план, минимализм клавиш и гитары, мрачный голос, поющий что-то типа: «нас вынесут отсюда ногами вперёд».

Сейчас уже трудно подробно восстановить историю «Передвижных Хиросим». Да меня и не интересует, когда написана та или иная песня и другие подобные вопросы... Гораздо важнее то, какие ощущения вызывает музыка. Впервые «Передвижных Хиросимы» я услышал в 2000 году. В Москве запоздалой раскруткой группы занимался мой давний приятель Костя Мишин, лидер группы «Ожог». Благодаря его усилиям одна из кассет «Хиросим» доехала до Актюбинска. На кассете был концерт в клубе «Маяк» — девяносто минут заводного гаражного рока. Качество записи было ужасное, но энергия группы и потенциал песен заставляли забыть об этом недоразумении. Это были те самые «секс, наркотики и рок-н-ролл», которые до этого приходилось слышать только у западных исполнителей, таких как «Iggy and The Stooges», «Ramones», «MC-5». Ничего подобного в России никто не делал. Образно говоря, песни Шатова ближе к Элвису Пресли, чем к Высоцкому. Истории из жизни томских рок-н-ролльщиков начала 90-х, положенные на запоминающиеся гитарные рифы, создавали поразительный эффект присутствия, и уже было не важно, где сделана запись – в томском клубе «Маяк» или в нью-йоркском «СBGB».

Несмотря на обилие хитов («Гангстерское солнце», «Дым в катакомбах», «Крысы и доллары»...), «Передвижные Хиросимы» так и не стали широко известны в новой России. Время убедительно работало против них. Группа просуществовала 6 лет и распалась из-за внутренних противоречий. Ни одного альбома «Хиросимы» не записали. Судьба Шатова сложилась трагически: записав пару сольных пластинок, он погиб в мае 1997-го. «Были индейцы в городе…»

 

Этот трибьют-альбом — наша дань памяти Вячеславу Шатову, рок-н-рольному джанки из города Томска. Спасибо участникам группы «Передвижные Хиросимы» — вы делали искренний и классный музон.

Rock-and-roll forever!