Ермен Анти & Art Chaos Community «Груз 2022» (Денис Ступников, km.ru, 17.01.2023)
Распустив в июне 2019-го свою группу «Адаптация» Ермен «Анти» Ержанов не прекратил творческой деятельности, продолжая репетировать с барабанщиком Ибрагимом Джанибековым и писать новые песни. Ездить на гастроли, правда, вскоре стало проблематично из-за коронавируса, но Ермен активно играл онлайн-концерты, а в конце 2021-го выбрался даже в Москву.
События 2022 года вновь изменили подход Ермена к организации музыкального процесса. Певец приостановил свои гастроли в России, однако вовсе с концертами не завязал. В этом же году увидел и первый после распада основной группы Ержанова релиз «Груз 2022». В сопроводительном тексте к изданию Ермен заметил, что отныне будет регулярно выпускать такие короткие, как выстрел, альбомы (в данном случае это 6 песен + ремикс), которые будут отражать актуальное положение вещей если не в мире, то, по крайней мере, на постсоветском пространстве уж точно.
В данном контексте название «Груз 2022» видится вовсе не случайным. Ассоциаций с самым страшным фильмом Алексея Балабанова «Груз 200» наверняка не избежать, потому что режиссер показал в свое время беспощадный реквием по разлагающемуся, как труп того самого «приехавшего жениха», СССР. Ермен тоже сполна прошелся по тем, кто наследует хаос, по «арестованной стране» и «новом порядке для старых лохов».
С метафизической вертикалью Ержанов расправляется решительно, предлагая отменить «ветхозаветные мифы» и декларируя свое неверие в нирвану. Вольное цитирование «священных текстов» в «Vamp blues (Дайте им)» сводится вот к такому вот авторскому афоризму: «Мир не Мулен Руж, а Батаклан». А в сплошном «человеческом фарше» он ищет тех, с кем войдет не в Рай, а в Первомай. Стало быть, ставка делается на сугубо человеческую солидарность и взаимовыручку, которых в современном сжирающем себя мире становится все меньше и пеньше. Поэтому предложенный в альбоме путь кажется тупиковым, но Ермен Анти, похоже, свято верит что «все будет не так, как задумал горком» и что «весна и молодость славят свободу».
Музыкальная палитра для прославления свободы в альбоме намного разнообразнее, нежели у «Адаптации». Ермен здесь позволяет себе то, чего не делал в своей предыдущей группе: например, ставить рядом развернутые мелодекламации («Новая искренность») и песни как таковые. Гитарные боевики в стиле поздней «Адаптации» («Невесомости нет») соседствуют здесь с песнями более свободной формы – девятиминутной «Vamp blues (Дайте им)» с «элтонджоновскими» клавишными и «Огонь по штабам» с авангардным гитарным соло Вадима Курылева и и скандированием «бей в барабан – смотри, спускается с гор талибан».
Примечательно, что мотив «бьющего барабана» стал одной из главных смысловых скреп альбома и встречается в трех песнях. В «Огне по штабам» это – сигнал тревоги, в карантинной «Под домашний арест» - признак реванша отживших ценностей («это праздник остывшей символики») а в «Vamp blues (Дайте им)» - примета пробуждения темного хтонического начала в человечестве («бейте громче в черный барабан – древние прожорливые боги спляшут зажигательный канкан»). Последний тезис проиллюстрирован оформлением буклета CD издательства «Выргород»: цивильные участники какой-то очередной высокопоставленной «черной мессы» скрывают свои холеные лица под звериными языческими личинами.
Даже и этого стилистического разнообразия резко выделяется и выгодно отличаестся от остальных необычайно светлая по музыке «Уралвагонзавод, прощай». В электричестве из нее получился чуть ли не хардовый гимн в духи 70-х. Но вокал Марии Любичевой из группы «Барто» в припевах придает песне ярко выраженный синти-поповый привкус. И это начало было усилено в ремиксе на «Уралвагонзавод, прощай». Правда, в куплетах этого варианта нам все-таки подбавляют мрачняка и не дают до конца расслабиться, чтобы мы не забывали основного посыла альбома о том, как занедужившая Родина порою превращается в мачеху.
Источник: www.km.ru, Денис Ступников, 17.01.2023