Ермен Анти отметил 20-летие хардкор-альбома «Адаптации» песнями о несовершенстве человеческой природы (km.ru, 23.10.2023, Денис Ступников)

Ермен Анти отметил 20-летие хардкор-альбома «Адаптации» песнями о несовершенстве

Электрический концерт Ермена «Анти» Ержанова в честь 20-летия альбома «Адаптации» «За измену Родине» состоялся в актюбинском баре «Libe» 20 октября 2023 года

Судьба самого хардкорового альбома группы крайне непроста и извилиста. Первый вариант пластинки появился в виде бутлега «Отбой» еще в 1997-м. Потом какие-то песни дописывались, какие-то отсеивались, довольно широкое хождение имела версия 1999 года с несколько иным трек-листом. Но Ермена Анти все время не устраивал звук, пока, наконец, к 2003 году не оформился канонический вариант диска, переизданный в 2014-м с иным разделом бонусов. Сейчас готовится и виниловый релиз альбома.

Московская презентация «За измену Родине» состоялась 17 декабря 2003 года в клубе «Бункер». В 2013-м отмечалось десятилетие диска, однако на праздничных концертах его материал игрался не в полном объеме – в программе отсутствовали песни «Убиваю себя», «Кругом одни пидорасы», «Мафия и власть» и «Там, откуда я родом». А еще пять лет спустя Ермен Ержанов затеял невиданный концептуальный акт в типично панковском духе: на сольном концерте в честь 15-летия «За измену Родине» в московском клубе «Археология» он не исполнил ни одной песни из альбома-юбиляра.

На этот раз в Актюбинске альбом прозвучал вживую полностью, а подготовка к концерту поражала своей основательностью. За несколько недель до выступления Ермен Ержанов начал со своими нынешними музыкантами репетицию программы в местном ДК Металлургов – крайне внушительном и помпезном здании, отстроенном еще пленными немцами в 1948 году. Габариты площадки позволяли как следует отточить не только собственно музыкальную часть, но и сценические движения.

В очень достойном месте прошел и сам концерт. Бар Libe в самом центре Актюбинска оказался очень вместительной, стильной и удобной площадкой, отлично подходящей как для рок-концертов, так и для выступления звезд эстрады или корпоративов. Дисгармонировал с происходящим лишь предконцертный саундтрек, состоящий из какой-то попсы. Но Ермен Ержанов быстро исправил это, распорядившись поставить специально приготовленные для этой цели альбомы Sex Pistols и The Clash.

Исполинский трехстворчатый экран позади сцены эффектно демонстрировал многократно увеличенную обложку диска «За измену Родине» с зябнущей в степных просторах падающей Спассской башней Кремля. Непосредственно перед концертом это изображение сменилось трансляцией клипов «Адаптации» и Art Chaos Community: «Остановите войну», «Железнодорожная», «Цинга» и «Невесомости». Ну а непосредственной вводной к концертной программе стала декламация Ерменом Анти стихотворения «Блюз бетонных коробок», в котором упоминались знаковые в контексте действа годы – 1992-й – год основания «Адаптации» и 2003-й – время выхода альбома «За измену Родине».

В зале было немало тех, для кого эти даты отнюдь не являются простым звуком. Люди специально приехали на концерт из других городов: Москвы, Екатеринбурга, Челябинска, Орска… Ермен даже поблагодарил их отдельно со сцены: «Мне очень приятно, что вы нас не забываете». Но начали музыканты все-таки не с альбома «За измену Родине», а с песен, которые способны менять реальность к лучшему, поэтому звучат буквально на каждом концерте Ермена Ержанова: «Мой город будет стоять» и «Остановите войну».

Дерзкая «Живой» была уже прологом к синонимичной ей композиции «За измену Родине». Дальнейшее просто накрыло публику с головой. Кто-то устраивал перед сценой пого, кто-то жадно впитывал каждый момент происходящего, зная, что такое больше нигде никогда не повторится, ну а кто-то вообще выпал и времени и воспринял сет, как одно мгновение.

Гитарист Рафаэль Кабанов выплетал замысловатые пассажи в «Партизанских буднях», «Там, откуда я родом» и др. Ермен Анти для каждой песни приготовил свои пластические образы, показывая, как «корявыми злыми пальцами двигать себя вперед» в боевике «Мафия и власть» и устраивая невиданный отрыв с микрофоном в руках в «Революции больше не будет». Когда программа альбома приблизилась к «экватору», были сыграны две песни не вошедшие в канонический вариант пластинки, но весьма близкие ей по духу – «Отбой и «Весело».

Рафаэль Кабанов. Фото - В. Илларионов-Саблин

Перед «Так было всегда» Ермен Анти прочитал еще один стих – «Жить по законам Ясы Чингисхана». Про «Слезы обреченной буржуазии» он напомнил, что она написана по мотивам фильма Пьера Паоло Пазолини «Теорема». Следом была «Кругом одни пидорасы», которую Ермен окрестил как «еще одну песню о несовершенстве человеческой природы». Отноительно «Карантина» сказал: «Песня написана в 1995 году, но актуальна сейчас, как никогда!» Ближе к финалу коллектив исполнил еще два не вошедших в альбом хардкоровых боевика «Стремные дни» и «Произвол».

«Еще две песни в той же стилистике – из нашего проекта «Бищара Балдар»», - раскрыл Ермен Анти еще один козырь концерта. Прозвучали две наиболее редко исполняемые вживую вещи на казахском языке – «Котакты Жеме» (с радостными подпевками «ееее» басиста Тимура Кенесова) и «Жалгыздык» с плясовой музыкальной кодой, перед которой Ермен задорно выкрикнул «танцуют все!» и, конечно, сам же подал пример.

Тимур Кенесов. Фото - В Иллларионов-Саблин

«Кайфа больше нет» стала квинтэссенцией шаманизма Ермена Анти, который воспроизвел первоначальный вариант некоторых ее строчек («а вот Актюбинск, Шалкар, Мартук – вот это престиж!») и доверительно обращался к публике, опустившись на корточки в куплете про заветный 2030 год. «Цивилизация нифига не развивается – мы все время утыкаемся лбом в одно и то ж дерьмо!» - подвел итог концерту Ермен Ержанов и аргументировал свои слова стихотворением «Когда мозолистые лбы». Концовка «все было честно, без обмана», как нельзя лучше описывала происходящее. Ну а те, кому мало, Ермен посоветовал «врубаться в Sex Pistols», записи которого вновь вскоре возобновились.

Источник: km.ru, Денис Ступников, 23.10.2023