Интервью в кургане (17.09.2018)

«Дело не в количестве людей, а в атмосфере на концерте…»

ЕЕрмен Анти – лидер культовой панк-группы «Адаптация» презентовал свою книгу и дал большой сольный концерт в Кургане.

««И песня, и стих – это бомба и знамя» - строчку из поэмы Владимира Маяковского, можно смело поставить эпиграфом к творчеству Ермена «Анти» Ержанова – основателя и лидера казахстанско–российской, культовой рок-группы «Адаптация». Бунтарь по духу, как и подобает истинному рокеру, поэт и музыкант по жизни, филолог по образованию, Ермен Анти недавно посетил Курган с презентацией своей книги «Так горит степь». Фронтмен питерско-актюбинского проекта («Адаптация» с 2015 года дислоцируется в Санкт-Петербурге), выступил на сцене одного из городских клубов с большой сольной программой «Смерть современного искусства», где не только эмоционально продекламировал свои стихи из нового поэтического сборника, но также с бешенной экспрессией и полной самоотдачей - «на нерве» выстрелил в зал обойму своих новых и старых боевиков - остросоциальных песен из весомого, четверть векового наследия неутомимой хардкор-команды.

««Адаптация» - одна из самых активно гастролирующих андеграундных коллективов, которую знают и любят не только в России и Казахстане, но и за их пределами. Авторитетный музыкальный критик Артемий Троицкий, однажды справедливо отметил, что Ермен Анти, является одним из лучших русскоязычных поэтов современности.

ППосле своего драйвового выступления в столице Зауралья прародитель «Адаптации» дал небольшое, специальное интервью для своих курганских поклонников.

-- Начнём с истоков, замыслов создания группы, почему встали именно на путь рок-н-ролла?

-- Во времена перестройки, в 1988 году я купил пластинку «Радио Африка» группы «Аквариум», которая послужила для меня неким первым катализатором. Потом были «Группа крови» - «Кино», «Энергия» - «Алиса», «Белая полоса» - «Зоопарк». С пластинки «Радио Африка», в общем-то, всё и закрутилось. То есть это было некое послание, рок-н-рольное письмо для меня, я так его воспринял, причём, тогда ни о каком Джиме Моррисоне «Токинг Хэдс» или Дэвиде Боуи я ещё не знал. Всё это уже позже дошло... Зарубежной музыки в тот период не слушали. Просто появился большой поток информации в виде русского рока, который вышел из подполья, и, который везде рекламировали, т.е. выходили соответствующие фильмы, показы по телевидению, передачи на радио, пластинки, записи. Пару лет мы слушали в основном ленинградский рок, потом в 90-м году до Актюбинска докатился сибирский панк-рок: «Гражданская оборона», Янка Дягилева. Постепенно я становился фанатом этой музыки, потом начал играть в школьном ансамбле и что-то сам сочинять. Катализатором, мотиватором чтобы играть, именно - панк-рок, был Егор Летов. Группы «The Clash» и «Sex Pistols» я услышал позже - в 91-м году. Был такой, получается подготовительный этап примерно 3-4 года к созданию группы «Адаптация».

-- Сразу же начал с проекта «Адаптация» или что-то было ещё?

-- Нет, сразу командой «Адаптация» собрались, первый раз мы репетировали 1 января 1992 года, мне 17 лет было тогда

-- Что сподвигает творить сейчас, сочинять, петь? Или уже всё идёт уже как по накатанной дорожке?

-- Я на самом деле сейчас пишу песен гораздо меньше, чем, например, писал 10 лет назад, а стихов пишу больше. Это определённая потребность высказаться, реакция на какие-то события, которые происходят, просто желание иногда бывает написать песню или стихотворение. Ориентиры немного меняются и возраст, наверно, даёт о себе знать. Мне сейчас поэзией гораздо интересней заниматься, чем рок-музыкой. Хотя у нас сейчас готова программа нового альбома: мы не так часто - раз в три года выпускаем новые пластинки. Так, в 2015 была - «Цинга», а в этом году, я надеюсь, выйдет новый альбом очередной, номерной.

-- Хотелось бы услышать более подробную информацию о новом альбоме…

-- Туда войдут около 10 новых песен, и он будет посвящён памяти очень интересного, умного, не равнодушного человека, футуролога Жака Фреско, который ушёл из жизни в прошлом 2017 году, он был автором глобального социального «Проекта Венера», нацеленного на преобразования в обществе, я очень долго могу про него рассказывать, кому это интересно, могут загуглить в интернете и всё о нём узнать. Альбом будет записываться в Питере, мы уже на несколько дней арендовали там студию «Добролёт». В апреле мы объявляли краудфандинг-акцию и слушатели помогли собрать нам необходимые средства для профессиональной записи. Кроме финансовой помощи, осталось приятное ощущение того, что наша музыка кому-то нужна. Нам оказывали помощь со всей страны от Владивостока до Калининграда, даже больше того - не только из России и Казахстана, а также из Белоруссии и Германии... В этом плане всё нормально - у нас слушатели есть по всей стране и в мире, можно так сказать.

-- Весной нынешнего года у «Адаптации» был тур по городам Евросоюза, вкратце поведайте, где удалось выступить?

-- Стараемся чаще ездить в Европу, у нас с 2003 года есть свой тур-менеджер в Париже, который организует концерты именно во Франции. В этом году была поездка на фестиваль в Тулузу, также сыграли в Париже, затем в Нанси дали несколько концертов и пока ехали туда, были приглашения в Берлин и Ригу, соответственно сыграли в Германии и Латвии.

-- Кроме фестивального выступления в Тулузе, на каких площадках играли в Европе?

-- В основном такие же по формату клубы, как те, в которых мы играем в Москве и Питере, а вот во Франции там особенная сцена, мы играем для левых (кто выступают за социальное равноправие - прим. автора), то есть это анархо-коммунистическая сцена. В Нанси - небольшом городке мы играли в анархо-коммуне, у них есть свой клуб, где они раз в месяц проводят концерты. Там не очень большое количество людей. На наш концерт примерно полста человек съехалось преимущественно из Парижа из Леона. В Нанси они коммуной живут, было очень интересно наблюдать.

-- На массовых опен-эйрах выступаете? На фестивали типа «Нашествия» приглашают?

-- В России на больших фестивалях не так часто выступаем, на «Нашествии» мы принципиально не хотим участвовать, так как он стал, по сути милитаристским. Это моя гражданская позиция. Во-вторых, в последнее время у меня интереса нет ко всем этим опен-эйрам, на них очень мало настоящего духа рок-н-ролла. Это просто место, где музыканты тусуются. Одно дело, когда это встреча старых друзей, другое – как всё это позиционируется на зрителя. Т.е. люди воспринимают фест, как большую тусовку. Практически каждый фестиваль - либо сильно коммерческий, либо там происходит реклама каких-то алкогольных напитков, что мне также не приемлемо. Либо это какие-то государственные мероприятия, где всем рулит администрация. Что тоже не для меня. Поэтому мне гораздо интереснее какие-то маленькие клубные фестивали, которые организуются по принципу «сделай сам». «Суховей» в Актюбинске, например, или фестиваль «Окраина» в Ростове. Я знаю, что можно делать отличные фестивали и при этом не заниматься масштабностью и не продаваться какому-то бизнесу. На опэн- эйрах мы играем в Европе. Мы были на фестивалях в Финляндии во Франции. Но там другая история, там всё по-другому.

-- У вас в «Адаптации» с 2014 года играет в качестве гитариста ещё одна легендарная личность, питерский мультиинструменталист Вадим Курылёв, ветеран группы «ДДТ», лидер рок-группы «Электрические партизаны» и бас-гитарист группы «Разные люди». С Вадимом Юрьевичем как судьба связала?

-- Мы давно знакомы. В 2009 году мы на студии у Тропилло записывали альбом с Вадимом и ещё одним ДДТшником - Андреем «Худым» Васильевым, с тех пор, мы знакомы, дружим, общаемся. Общие интересы нас связывают и сблизили. Вадима мы также приглашали гитаристом на запись альбома «Цинга», в тот момент как раз родилась идея - чтобы играть вместе. С другой стороны, я начал понимать, что в Актюбинске всё постепенно с андеграундом стало заканчиваться. Для меня стало гораздо проще иметь группу в Питере, ездить, репетировать, работать и проводить больше времени там, чем поднимать какой-то проект в Актюбинске, где последние лет шесть никаких новых групп, которые играют собственный материал, не появляется. Т.е. город полностью накрыла волна кавер-бэндов, которые плодятся, как грибы после дождя. Молодые люди в 16-17 лет берут гитары и уходят играть по ресторанам.

-- Поскольку сам живёшь в Актюбинске, барабанщик там же, в Санкт-Петербурге как часто собираетесь?

-- Я три месяца провожу там – постоянно: приходится ездить, репетировать, записывать. Сейчас по окончании сибирского тура, я лечу в Питер, туда же приедет наш барабанщик из Казахстана Ибрагим Джанибеков. Также Вадим Курылёв и Павел Борисов - наш басист, все соберёмся, отрепетируем, сыграем концерт и будем записывать новую

ппластинку. Я бы хотел, чтобы в декабре этого года альбом был уже в сети. Люди ждут в интернете, всё это будет бесплатно. Будут качать и слушать.

-- Что хотелось бы изменить в жизни, в стране?

-- В стране, наверно, ничего уже не изменишь по большому счёту. В одиночку ничего не сделать. Если менять, то хотелось бы что-то в себе изменить. Как не банально звучит - начать с себя, работать над собой. Изменить мир вокруг можешь – и должен – только ты сам. В стране… просто надо правильно реагировать, не дать себя сделать рабом, послушным механизмом в системе. Не верить пропаганде: не смотреть телевизор, не слушать радио. Иметь свою точку зрения на какие-то события. Если каждый так будет делать, то этого уже будет достаточно. Тогда мы уже не будем армией послушных зомби, которые будут «одобрямс» делать всему.

-- Ты себя считаешь жителем Казахстана или России?

-- Я родился в стране СССР, которой уже нет, поэтому я считаю себя жителем планеты Земля.

-- Есть ли удовлетворение в творческом плане?

-- Сложный вопрос. Сначала когда записываешь какой-то альбом всегда доволен достигнутым, но, проходит время, и видишь, что вот здесь можно было сделать лучше. Я к 25-летию группы записал 2 пластинки, то есть переписал в Питере заново, в хорошей студии, с новым составом ранние песни «Адптации», не то что хиты, а именно важные песни группы. Сделал 2 альбома «Radio Resistance» и «Олдскул». Была такая работа, которая отняла много сил, хотя можно было заниматься другим, но мне хотелось сделать для себя. Веха определённая. Сейчас уже никаких возвращений назад не будет. То, что записано - всё записано. Будет новый альбом, дальше посмотрим.

-- Песни других авторов исполняете?

-- Такой опыт есть. Я к 55-летию Цоя записал кавер на его песню «В поисках сюжета». Однажды поучаствовал в трибьюте Вадима Курылёва «Электрических партизан» - сделал песню «Три дня Йорга». У нас есть целый альбом «Передвижные Хиросимы», который мы записали в Берлине. Записали целый альбом другой группы. По аналогии, как Летов переписал «Инструкцию по выживанию». В Томске, в 90-е годы была команда интересная, панковская - «Передвижные Херосимы». У нас тогда был тур по Европе, и мне захотелось поработать на европейской студии в Берлине с их звукорежиссёрами. Мы арендовали там студию, поработали и записали. Предварительно, за два месяца - я отобрал песни, сделал аранжировки. Именно своего материала для записи альбома, на тот момент не было готово, поэтому записали другую интересную музыку.

-- Какие остались впечатления о курганской публике?

-- Второй раз приехал к вам - публика хорошая. Мне понравился прошлый и этот концерт. На прошлом выступлении было больше народа, но дело даже не в количестве зрителей, а в атмосфере, люди здесь знают песни: то есть не играешь для посторонних, а играешь для тех, кто в теме, кто тебя понимает. Поэтому желание выступить здесь ещё раз - есть. Хотя из гастрольной практики была пара тройка городов, куда больше не хочется ехать абсолютно. Курган не из этого списка.

PPS. Хочется отдельно выразить огромную благодарность участникам музыкально-поэтического вечера: курганским группам «Красный лёд», «Рок-фронт» и поэту Александру Рухлову, которые великолепно выступили и поддержали нашего гостя из Актюбинска.

ББеседовал: Игорь Шушарин, фотографировал: Семен Меньщиков

источник, 17.09.2018