Мракобесы весны «Архив АПК. Сазда собачья»

Возможно ли в рамках одной группы совместить продюсерский проект с нутряным панком простых провинциальных парней из промышленного района? Лидер актюбинской «Адаптации» Ермен «Анти» Ержанов дал утвердительный ответ на этот вопрос.

Однажды Ермен задумался, почему в той же Англии, в отличие от постсоветского пространства, возможна ситуация, когда днем работяга вкалывает на заводе, а вечером дает концерт со своей группой в ближайшем пабе. Загоревшись идеей создать нечто подобное, Ермен в 2004-м инициировал запись альбома своего давнего приятеля Алексея Белоконя — чья реальная биография совершенно теряется за множеством условных титулов: «почетный президент Актюбинского панк-клуба», «вождь краснокожих», «дитя индустриальных кварталов» и проч.

Помимо Хоббита и Ермена Анти, в группу вошли музыканты «Адаптации» и их друзья. Результат получился неожиданно впечатляющим, а панк «Мракобесов весны» — убедительным и забористым. «Экзистенциальная суть» единственного их альбома «Мракобесов весны» «Сазда собачья» полностью исчерпывается фразой: «Пусть не на что пить — не пойду на завод!». По большому счету, Хоббиту не нужно было ничего специально придумывать и измышлять. Рифмы зачастую рождались прямо из местных автобусных маршрутов («Базар — вокзал — автовокзал»), а замыслы песен — из забавных оговорок, похмельного креатива или даже дразнилок («Скалочки», «Легко ли быть белокот»).

Петь Алексей Белоконь не умеет вовсе, однако делает это настолько уверенно и увлеченно, что невольно подкупает слушателя своим неиссякаемым энтузиазмом. Впрочем, в наиболее ответственные моменты основные вокальные партии берет на себя Ермен Ержанов. Это касается и элегантного блюза с постпанковыми гитарными соло «Сазда собачья», и изящных стилизаций под эстетику Гарика Сукачева («Оторвановский вальс») или раннего Бориса Гребенщикова («Мракобесы весны»).

Пластинка «Сазда собачья» локально выходила в 2004-м смехотворным тиражом и практически сразу же стала настоящим раритетом. Поэтому решение издательства «Выргород» выпустить диск в архивной серии сейчас оказалось крайне своевременным. Издание дополнено фрагментами двух концертов «Мракобесов» в актюбинском драмтеатре (2003) и выставочном зале (2000). Звучат бонусы просто ужасающе, зато полумифический Хоббит на время развиртуализовывается, снабжая номера вдохновенными комментариями, вроде: «Новенькая песенка „Масломеры морали“ — про всех и вся!».

Уже через год после записи «Сазды» Алексей Белоконь полностью охладел к своему детищу. Ермен Анти еще какое-то время исполнял песни «Мракобесов» на собственных концертах, иногда позволяя себе грустные ремарки: «Хоббит на гастроли не ездит — не интересуется этим… Ничем вообще не интересуется». Оно и неудивительно: «Мракобесы весны» слишком хороши для того, чтобы быть правдой…

 

Источник: km.ru