Интернет-интервью с Ерменом Анти (ч. 2)

Дмитрий Кунгурцев:

— Здравствуйте, Ермен. Знакомы ли вы с лидером группы «Телевизор» Михаилом Борзыкиным? Как относитесь к творчеству этой группы?

— Не знаком, но очень уважаю как художника и человека— за талант и принципиальность. Когда мне было 15 лет, я впервые услышал «Отечество иллюзий». Крутой альбом, очень он выделялся тогда на фоне всего остального питерского рока, как музыкой, так и содержанием. Так уж сложилась жизнь, что песни стой пластинки, стали еще более актуальными, чем тридцать лет назад. Прошлогодний альбом «Ихтиозавр» мне тоже понравился: там много лирики и одиночества, много Борзыкина — человека, а не протестного рокера. К сожалению, никак не удается попасть в Питере на концерт «Телевизора».

Дмитрий Фобсмэн (Ростов-на-Дону):

— Приветствую, Ермен! Являюсь твоим давним поклонником, хочу сказать спасибо за все, что ты сделал и продолжаешь делать. У меня следующий вопрос: каково твое отношение к следующим концепциям — что мир стоит принимать таким, какой он есть (это не противоречит тому, что стоит стремиться к лучшему и помогать в этом другим), что не стоит никого осуждать, что в своем глобальном масштабе мир справедлив, и что возникающие у людей сложности нужны им же для опыта и развития их души. Можно ли на твой взгляд на таких принципах построить драйвовую музыку с бешеной энергетикой панк-рока? Заранее спасибо за ответ! Ждем новых песен и новых концертов в Ростове-на-Дону.

— Немного смешной, но в то же время серьезный вопрос. Я воспринимаю мир таким, какой он есть, и никаких философских концепций мне для этого не нужно. Я стараюсь быть реалистом и работать над собой, насколько позволяет время, сила воли, здоровье, т. е. не политический строй, экономическая ситуация или что-то еще навязанное извне, а то, что идет от меня, зависит от меня, является мной. Мир, в котором мы живем, — несправедлив и в глобальном масштабе, и в масштабе страны или хотя бы отдельного взятого населенного пункта. Планета находится под властью маленькой обнаглевшей группы торчков, которые плотно подсели на свой мерзкий наркотик, имя которому — деньги и власть. Те, кто утверждает, что не нужно пытаться изменить мир к лучшему, что лучше заняться спасением своей души и радоваться тому что имеешь, жить, понимая,что от тебя ничто не зависит, — либо полные мудаки, либо просто неплохо устроились и такое положение вещей их устраивает. Перемены назрели в рамках всего человечества, всей планеты. Если сейчас не остановиться и не начать строить новые отношения между людьми, народами, странами, то все кончится новой бойней, без которой вышеупомянутые торчки жить просто не могут. И они найдут тысячи причин и оправданий, чтобы отправить миллионы людей уничтожать друг друга.

Игнат Осипов (Краснодар):

— Ермен, приветствую! Доброго здравия тебе и твоим близким, и дальнейших творческих успехов! Спасибо тебе за творчество, за драйв, за то, что несешь знамя протеста, несогласия и сопротивления обывательщине и амебной социальной обусловленности существования подавляющего большинства населения, раздвигая в меру сил рамки восприятия окружающего!

Вопрос 1. Что для тебя песня «Встретимся»? Безусловно эти стихи (песня) говорят сами за себя и живут сильно и ярко в русской поэзии безотносительно авторства, однако прокомментируй, пожалуйста, историю создания и свое личное восприятие их и отношение к ним. Насколько, с твоей точки зрения, это произведение выделяется эмоционально и психологически из общего корпуса твоих текстов? Какой посыл этой песни ты считаешь основным и кому он адресован?

— Я не люблю рассказывать, о чем мои песни, как-то не получается у меня это. Наговоришь с три короба, а песня все равно лучше и живет сама по себе. Я написал «Встретимся» в декабре 1997 года, это было очень плодотворное и счастливое для меня время. Многие считают эту песню лучшей в репертуаре «Адаптации», не мне судить, но мне многие говорили, что эта песня помогала им в тяжелые для них времена, в моменты, когда, казалось бы, жить дальше уже не имело смысла. Иногда мне кажется, что все мои песни и написаны были для того, чтобы не дать кому-то загнуться или сойти с ума.

Вопрос 2. Образ и восприятие дома — например, в песне «По дороге домой» — что это? где это для тебя? насколько это четко, реально, осязаемо, уловимо в твоем личном осознании?

— Я до сих пор в поиске этого места.

Вопрос 3. Как полагаешь, может ли наступить когда-нибудь в твоем творчестве время осознания бессмысленности противопоставлений, шума и бунта и вообще борьбы и переход к более спокойному, все принимающему выражению себя и своего безусловного дарования,илиэа тема вечна и неисчерпаема (по крайней мере в рамках отмеренной тебе жизни) и твой талант в обозримом будущем не потребует иного воплощения и направленности действий?

Рад буду приветствовать тебя в Краснодаре!

Заранее спасибо, за ответы!

— Мне хотелось бы, чтобы наступили такие времена, когда подобные песни станут не нужны, и я тогда бы вообще бы не пел, играл бы инструментальную музыку или пел бы о чем-то абстрактном… но, похоже, еще придется немного потерпеть и не дать себе засохнуть. Хотя, возможно, при смене места жительства или, например, из-за эмиграции, в другой языковой и социальной среде, мне придется заниматься чем-то другим. Я не исключаю никаких вариантов.

Виталий (Липецк):

— Ермен, приветствую. В одном из недавних обзоров ты назвал в числе открытий года группу «Аффинаж». Мне это очень приятно, так как я сам являюсь их большим поклонником. Что ты еще мог бы посоветовать из молодых групп и исполнителей?

— Группа «Аффинаж» меня порадовала тем, что я для себя услышал новый ГОЛОС. Хотя группа совсем не в моей эстетике работает, и я слушал всего один альбом, в котором мне что-то понравилось, а что-то нет, но нового автора я для себя открыл. Последним таким открытием для меня был Бранимир, а это было 10 лет назад. Пора было кому-то новому появиться в нашем болоте, и я рад, что у нас в андеграунде есть свои исключения из правил. Мне недавно директор«Аффинажа» прислал ссылку на их последний альбом, чтобы я послушал и что-нибудь написал по этому поводу, но у меня все нет времени это сделать. Так что, пользуясь случаем, хочу пожелать парням удачи и новых высот.

Других открытий на русскоязычной сцене за последний год-два не обнаружил, и альбом БГ«Время N» для меня значит больше, чем тысячи гигабайт инстаграмной молодежной музыки.

Алексей Киселевич (Минск):

— Сейчас среди музыкантов стало модным трендом издавать в печатном виде воспоминания о своем творческом пути, о каких-то важных для них событиях и вехах. Было бы интересно почитать твои мемуары. Не планируешь что-то издать в подобном ключе? Почему на концертах не исполняется песня «Не пойду на выбора» и многие из ранних песен группы?

— Насчет мемуаров — мне это не интересно, пусть этим занимаются те, кто в реальной жизни уже мало на что сгодится. Это такой диагноз: взялся за мемуары — значит старик и тебе пора на пенсию. Написать текст о своей молодости, чтобы после какой-нибудь идиот-критик впаривал молодняку твои воспоминания как некий культурологический феномен? Не вижу смысла. Я не торгую идеалами юности.

Песню «Не пойду на выбора» и некоторые другие из раннего творчества группы я не исполняю потому, что давно уже пережил возраст, когда подобного рода декламации были для меня уместны. Все записано на альбомах — слушайте, пойте сами, я никогда не требую авторских отчислений за исполнение песен «Адаптации».

Андрей Филатов:

— Как относишься к современному русскому рэпу? Правда ли что рок-музыка себя исчерпала и в ней нет драйва и протеста 1980–1990гг.? Действительно ли рэп сейчас — музыка поколения? Слушал ли такие группы как «25/17», «Типси Тип», Оксимирон или какие-нибудь другие и что можешь о них сказать?

— Вопросы о моем отношении к русскому рэпу мне задают почти в каждом интервью последние несколько лет. Может, стоит задуматься, почему так происходит? Я сам себе иногда рэпера напоминаю на сольных концертах, т. к. не люблю много замысловатых вступлений к песням играть или проигрыши между куплетами:вступил, пропел текст — и поехали дальше. Если бы мне было сейчас 18 лет, я бы пел рэп — это однозначно. Просто достаточно посмотреть, например, видео с фестиваля «Нашествие», где на сцене группа «Кукрыниксы», а в небе истребители министерства обороны, чтобы возненавидеть весь русский рок, и все, что с ним связано. Поэтому ничего удивительного нет в том, что молодые люди слушают рэп, так как находят в нем для себя больше правды и искренности, чем в рок-музыке.