«Адаптация» даровала Москве «Тысячи долгих дней пустоты»

Из города Актюбинска – одного из промышленных центров Северного Казахстана – происходит масса незаурядных людей.

Здесь родился митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Владимир (Котрелев). Отсюда родом летчик космонавт Виктор Пацаев, трагически погибший в 1971 году. Актюбинск – родина нынешнего гитариста «Калинова моста» Константина Ковачева, который является одним из самых техничных и неординарно мыслящих музыкантов русского рока. И, разумеется, здесь по-прежнему работает группа «Адаптация», играющая радикальный панк, бескомпромиссный хардкор и величественную психоделию.

Адаптация» активно гастролирует. Закрывая очередной сезон, группа 4 июня заехала в Москву, чтобы дать концерт в клубе «Билингва». Первоначально концерт должен был пройти в расположенной по соседству «Жести», но в итоге команда переместилась на более просторную площадку. Концерт вызвал среди поклонников «Ады» интерес, практически все сидячие места в «Билингве» были заняты. К тому же достаточно позднее для группы такой формации время начала концерта (22.00) автоматически отсекло от его посещения людей, живущих в Подмосковье и зависящих от расписания поздних электричек.

Костяк «Адаптации» минималистичен. Это – Ермен Анти (вокал, гитара), Андрей Ненашев (бас, сценическое шоу), Ибрагим Джанибеков (ударные). Время от времени к коллективу присоединяется клавишник Вячеслав Голубев – так, собственно, произошло и на этот раз. Нередкие рокировки в составе (например, не так давно «Адаптация» играла акустические сеты с баянистом Виталием Ширко) дают музыкантам возможность часто менять концертный сет-лист. На этот раз Ермен пообещал вспомнить песни, которые не игрались по 5-9 лет, и слово сдержал.

Старт концерту дала тягучая «Торчок», не звучавшая в электрической ипостаси с 2000 года. Сидящий рядом за столиком скромный парнишка с первыми же аккордами резко преобразился. До концерта он был интеллигентным и предупредительным, а потом вдруг звериным голосом принялся реветь припев и пулей выскочил к сцене. Его примеру последовали еще три-четыре человека.

Представив несколько песен с клавишными, «Адаптация» отправила Вячеслава Голубева восвояси – и начала «рубиться». Еще один сюрприз в виде «Мы еще встретимся» (после полуторагодового перерыва), дробная «Дождь над бензоколонкой», рваная «Черная песня». Во время последней басист Андрей Ненашев резко перешел в наступление, принявшись широко вышагивать, извиваться и расчищать себе путь грифом инструмента в невидимом терновнике.

Настала очередь видоизмененной «Джейн Доу». Года два назад эта песня казалась повествованием о несчастной любви с трагическим финалом, но на самом деле она была совсем не о том. Ведь Джейн Доу – это отнюдь не имя конкретной женщины, а общепринятый западный журналистский штамп, условное наименование  в криминальной хронике лица, чью настоящую фамилию раскрывать нежелательно. В новой подаче «Адаптцаии» «Джейн Доу» звучит как гимн экскапизму, воспевание бегства от неприглядных социальных реалий.

Возвратившийся Голубев исполнил «дорзоподобные» клавишные партии в хардкоровой «Стрейт Эйдж». На тему «стрейтэйджеров» (панков, идейно исключающих из своего рациона наркотики, алкоголь и мясо) уже высказывались в песнях и «НАИВ», и «Кирпичи». Но лишь «Адаптация» сумела подняться до глобального обобщения этой проблемы, сделав стрейтэйдж символом бессмысленно протестующих современных подростков, поглощаемых миром гламура, богемы и цифровых достижений.

Песни из последних альбомов «Адаптации» «Так горит степь» и «Время убийц» окончательно раскрепостили зал и инициировали экстремальные пляски перед сценой. Песни шли нон-стопом, Ермен не отвлекался на пустые разговоры, но все равно фатально не успевал уложиться в запланированный сет-лист. По ходу действия пришлось выбросить из списка гимн родному мегаполису «Мой город будет стоять», без которого не обходится практически ни одно выступление «Адаптации».

Зато совершенно неожиданно группа сыграла одну из своих самых монументальных песен «Тысячи долгих дней пустоты», которую жители Москвы не слышали вживую со времен презентации кассетного варианта альбома «Джут» в клубе «Форпост» осенью 2001-го. Несмотря на то что в записи этой композиции звучат электронные эффекты, в «Билингве» «Ада» решила обойтись без услуг клавишника. Соответственно, все изобретательные гитарные рифы в «Днях» Ермен самоуглубленно выплетал в одиночку. Мало того, отзывающиеся эхом бэк-вокалы в припевах «Тысячи долгих дней пустоты» он тоже обеспечил себе сам!

Лимит времени вышел, администрация клуба попыталась вырубить музыкантам свет, но «Адаптация» и не думала сворачивать свой сет. Финальным «подношением» столичным жителям стал блок вещей на казахском – «Жалгыздык» («Одиночество»), «Телефонный разговор с НН» и «Алдар Косе». В знаменитой песне о звонке глав европейских государств Нурсултану Назарбаеву лирические клавиши Голубева будто бы имитировали звук телефонных кнопок, нажимаемых нежной рукой секретарши. На фоне привычно истеричной манеры исполнения Ермена и грубого гитарного саунда это производило просто незабываемый эффект, сродни контрастному душу! Заключительная часть выдалась совсем уж нетипичной: хоровая «Бищара-рай» и поминальная «Про дома» (пришедшаяся в день получения известия о гибели лидера «Э.С.Т.» Жана Сагадеева очень к месту)… На часах – первый час ночи, музыканты спешно сворачивались за ширмой, но зрители и не думали расходиться. Многие прорывались за кулисы и благодарили «Адаптацию» за один из лучших концертов. В какой-то момент в зале появился взмыленный и голый по пояс ударник Ибрагим, подбежал к издателю «Адаптации» Алесу и попросил у него футболку с символикой «Гражданской обороны». «Музыканты выложились по полной - ясное дело, надо переодеться в сухое!» - понимающе заулыбался Алес.

Денис Ступников
http://music.km.ru/article.asp?id=020e710aa2a94ba9b0300cd0f3a7190f