АДАПТАЦИЯ — «Колесо Истории»
(c) АДАПТАЦИЯ, 1997-2010
(c) & (p) Выргород, 2010
19 tks./T.t. 59:18
АДАПТАЦИЯ - ''Колесо Истории''Первый диск серии "Архив Актюбинского панк-клуба". Хотя подобные архивные записи издавались "Выргородом" и раньше - достаточно вспомнить переиздания на CD "Парашюта Александра Башлачева" Ермена Анти, альбомов АДАПТАЦИИ "На Нелегальном Положении" и "Безвременье". Напомню: поначалу "Колесо Истории" катилось "из рук в руки" посредством магнитоиздата и Интернета, а в 2002 году было официально выпущено на кассетах тем же "Выргородом". Впервые услышав этот альбом, я загорелся страстным желанием получить его на диске. Моей мечте суждено было сбыться через 10 лет...
Название восходит к сартровской метафоре: история изменяется от плохого к худшему и обратно. Поступательного движения нет, есть беличное колесо истории, в котором бессмысленно вращается жизнь человечества. Тезис, выдвинутый одним из представителей экзистенциальной философии, участники АДАПТАЦИИ адаптировали к Казахстану первой половины 90-х.
"Колесо Истории" составили песни, созданные в 1992-1994 годах. Стиль ранней АДАПТАЦИИ можно условно обозначить как "социальный панк". Ермен, скорее всего, отталкивался от летовской традиции. Но проводить аналогии между ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ и АДАПТАЦИЕЙ - все равно что Пушкина сравнивать с Барковым или Державиным.
Песням начального периода присущи активная гражданская позиция, помноженная на юношеский максимализм, ярко выраженный радикализм (Ермен не раз в своих интервью тех лет называл себя анархокоммунистом), неприятие устоев как советского, так и постсоветского общества. Ермен балансирует на грани пронзительной тоски и здоровой злости. Фотография боксера, пристально глядящего с обложки на потенциального противника, символизирует непримиримость, характерную для самого "революционного" возраста. "Когда мы начинали, - говорил Ермен в интервью альманаху "Одинокое Солнце", оценивая свое раннее творчество, - было дикое желание изменить мир..." С тех пор многое изменилось. Повзрослел Ермен, творчески выросла АДАПТАЦИЯ... Не все участники тех событий дожили до настоящего времени. Осталась запись да архивные фотографии, которыми оформлен шестиполосный диджипак.
"Панки, Хой!" - не просто "программное заявление". Это и "Марсельеза" и "Интернационал" конца XX века. Лирический герой отрекается от старого мира, разрушает его до основанья, а затем... "Не осталось ничего. Мама, как все хорошо!"
В середине 70-х SEX PISTOLS провозгласили "Anarchy in UK". В середине 80-х Егор Летов выступил с манифестом "Да будет анархия!" Свое видение темы десятилетием позже предложил Ермен. Каждому времени - своя "Анархия"! Песня "Цемент" при всей подростковой наивности и филологической уязвимости и сегодня сохраняет свою актуальность не только для Казахстана, но и для части бывших союзных республик. В песенке "Не Пойду На Выбора" автор исчерпывающе изложил свою позицию по отношению к политикам всех мастей. В "Кайфе" и "Онанизме" тонким штрихом воспроизводится картина абсурдной реальности, в которой мы живем и к которой в конечном итоге привыкаем - даже, как это ни странно, получаем от нее удовольствие. "Тоталитарная" первоначально имела другое название - "Посвящение Назарбаеву". Однако время вносило (и продолжает вносить) в понимание песни свои коррективы. Припев оказался поистине пророческим. Достаточно вспомнить проект "Имя Россия", организованный в конце 2008 года телеканалом "Россия", в котором Сталин едва не оказался победителем, - прочно обосновался на третьем месте, уступив место Александру Невскому и Петру Столыпину. Или ток-шоу Владимира Соловьева "К барьеру!" на телеканале "НТВ", зрители которого, если верить результатам интерактивных опросов, отдавали свои голоса "вождю всех времен и народов". Или требование, с которым ветераны Великой Отечественной войны обратились в мэрии многих городов Российской Федерации накануне празднования 65-летия победы: разрешить пронести через центральные городские площади портреты Сталина. В сознании многих и многих он продолжает оставаться выдающимся политиком, построившим великое, могучее государство...
"Убей В Себе Романтика" - монолог скептика, окончательно и бесповоротно разочаровавшегося в окружающей реальности. "Памяти Курта Кобейна" - не столько дань уважения сиэттлскому музыканту, сколько размышление о жизни и смерти, философское и лаконичное одновременно. "Нас Станет Меньше" - песня-прогноз или даже песня-констатация: наступила новая эпоха. Духовная сплоченность в среде панков, равно как и в других так называемых неформальных объединениях молодежи, становилась все более иллюзорной. Теперь же о ней и вовсе не может быть речи. Песня "Легко Умирать" строится на противопоставлении лирического героя явлениям реальности (будь то менты, гопники, прохожие или военкомат). Он не растворяется в толпе и, несмотря ни на что, сохраняет активную гражданскую позицию.
О песне "Никто Не Придет" можно говорить много и долго. Это лирико-драматическая кульминация альбома. Гимн безысходности. Апофеоз безнадежности. Оргия пессимизма. Самое же главное - это наиболее удачная во всех отношениях композиция раннего периода, предвосхищающая зрелого Ермена.
Оставшаяся часть диска заполнена записями групп, в которых Ермен участвовал в качестве гитариста и басиста, - МУХА и ДЕТИ ГЕББЕЛЬСА.
МУХА - детище актюбинца Андрея "Гавра" Малозёмова, известного по группе ГИГ, а также по участию в записи сольника Ермена "Парашют Александра Башлачева" и ранних альбомов АДАПТАЦИИ, в том числе "Колеса Истории". В диск включены лишь фрагменты альбома 1997 года "Источник Заразы", хотя, мне кажется, ничто не мешало издать его целиком. По музыкальной и вербальной составляющим - стандартный панк, который играли, играют и будут играть в каждом городе. Герой песен Гавра - молодой человек лет 16 или чуть старше, не справляющийся с фрустрацией, а потому озабоченный поиском внешнего врага. Таковы "Под Тяжестью Газов" и "Сойти С Ума", в которых окружающий мир показан в самом неприглядном виде. "Поверить Ветрам" - тоже взгляд на мир, но уже глазами оптимиста. Он живет и любит жизнь такой, какая она есть:
...Да, я мог бы покинуть
Этот мир неисправный.
Но здесь забавно.
Здесь так забавно!
Лихие 90-е вызвали к жизни класс "новых русских", которые становились героями криминальных историй, кинобоевиков и анекдотов, вызывали отвращение и ненависть добропорядочных граждан. Свою лепту в борьбу с порождением нового социального строя внес и Гавр: его песня "Убей Буржуя" попала прямиком в яблочко. Предельно агрессивно, брутально и прямолинейно, зато искренне и от всей души. Снимаю шляпу!
"Дырка На Знамени" вызывает устойчивые ассоциации с государственной властью, идет ли речь о Советском Союзе или постсоветском Казахстане. Как спел в то время Ермен, "все осталось, как было, - та же грязь и те же законы". "Хуево, Бля..." я воспринял как стеб, не более. Хоть я и не Станиславский, но - не верю!
Так получилось, что ДЕТИ ГЕББЕЛЬСА за время своего существования успели запечатлеть лишь одну песню - "Сорок Первый - Сорок Пятый". Ее содержание можно свести к метаметафоре: жизнь как война - война как жизнь. Рустем Шек - неплохой поэт и никакой вокалист.
Претензии к качеству записей не принимаются. Наоборот, хочется сказать огромное человеческое спасибо Ермену Анти - за сохранение аудио- и фотоархива, Сергею Летову и Дмитрию Ширяеву - за мастеринг, Алесу - за издание всех этих уникальных редкостей и красот на лазерном звуконосителе.
Не знаю, как для кого, но лично для меня "Колесо Истории" имеет не только коллекционную и познавательную, но и чисто художественную ценность.
Геннадий Шостак
"Наш неформат"