Адаптация «Передвижные Хиросимы»

17:34 15.11.2013, Денис Ступников
​Источник: km.ru

Исполнитель: Адаптация, Название: «Передвижные Хиросимы», Стиль: пост-панк, Год: 2013

Надежно забытая группа спустя 16 лет после своего распада вновь оказалась в центре внимания. Изрядно пошумев в родном Томске, «Передвижные Хиросимы» в начале 90-х обратили на себя внимание столичной публики. Их пригласили на фестиваль «Индюки», песня «Крысы и доллары» зазвучала на «Радио России», а несколько других вещей включила в свой репертуар легенда столичного панк-андеграунда «Банда Четырех». Однако лидеру «Хиросим» Вячеславу Шатову, видимо, эта шумиха пришлась не по душе, и он распустил команду, увлекшись фолк-панком. А 30 апреля 1997 года Шатов погиб под колесами автомобиля.

Одним из самых преданных поклонников «Передвижных Хиросим» оказался создатель актюбинской «Адаптации» Ермен Ержанов. «Качество записи было ужасное, но энергия группы и потенциал песен заставляли забыть об этом недоразумении, - вспоминает он. - Это были те самые «секс, наркотики и рок-н-ролл», которые до этого приходилось слышать только у западных исполнителей, таких как Iggy and The Stooges, Ramones, MC-5. Ничего подобного в России никто не делал. Образно говоря, песни Шатова ближе к Элвису Пресли, чем к Высоцкому».

В последние годы Ержанов регулярно исполнял материал «Хиросим» на своих концертах, а в ноябре этого года увидел свет альбом «Адаптации» с кавер-версиями их песен. Пластинку можно смело поставить в один ряд с персональными трибьютами «Гражданской Обороны» «Инструкции по выживанию» и Михаила Горшенева группе «Бригадный подряд». Во всех этих случаях во главе угла стоит не пресловутая коммерческая целесообразность или надвигающихся юбилеи, а бескорыстное желание музыкантов познакомить свою аудиторию с малоизвестными исполнителями, оказавшими колоссальное влияание на них самих. Именно поэтому подобные альбомы фиксируются и слушаются буквально на одном дыхании, а количество откровенно проходных номеров в них уверенно стремится к нулю.

Группа «Передвижные Хиросимы» играла музыку, которую бы наверняка делали стильные и жизнерадостные «Кино» и «Браво», окажись они в отдаленном индустриальном городке после ядерного взрыва. Ничем не подкрепленные восторг и безбашенность резко контрастируют с унылым антуражем беспросветных будней, а бесстрастно запечатленные картины всеобщей разрухи скрашиваются вызывающе абсурдистскими образами («вдруг из телевизора выстрелил грузин — началась великая битва за бензин»). В оригинале все можно было сыграть сочно и красочно, но набор выразительных средств у «Хиросим» ограничен, как количество комбинаций в игре «Крестики-нолики», в которую рубятся на обложке трибьюта два постакопалиптических аборигена.

«Адаптация» расцветила, как могла, эти монохромные музыкальные пейзажи. Все песни четко структурированы, теперь в них нет места хаотичным телодвижениям и досадным оплошностям. «Королева Кузбасса» обогатилась тонизирующими клавишами Виталия Ширко, а «Гангстерское солнце», как многослойный пирог, пестрит элегантными пост-панковыми бриджами и рок-н-ролльными фрагментами в припевах. Печальная история несостоявшейся любви «Слезы падают в кофе» благодаря напору гитар и барабанным атакам слушается как настоящий триллер. Что-то Ермен Ержанов намеренно упростил и спрямил. Например, в оригинале «Удолбанный вусмерть» представляла собой легкомысленный регги с обильными цитатами из небезызвестного серфового интструментала, а «Адаптация» сделала из нее монотонное психоделическое полотно, усугубив трагизм изначального посыла.

В качестве мощного финального аккорда для трибьюта была выбрана программная «Были индейцы в городе», звучащая как эпитафия Вячеславу Шатову и его небесталанному детищу. Но есть в этом кавере и еще один смысл: настоящий рок-н-ролл балансирует между смутным ощущением, что рок-герои уже мертвы, и отчаянной верой в то, что они где-то рядом.