«Адаптация» перешагнула 15-летний рубеж в военно-полевых условиях. Отчёт о концерте в Москве 18 марта 2007

Клуб «Билингва» - редкий для столицы гибрид доступной кафешки и добротного книжного магазина. Такие заведения характерны скорее для просвещённого Питера. Но далеко не всем из читающих завсегдатаев клуба ведомо, что на втором этаже базируется ещё один отсек, неплохо приспособленный под рок-концерты. Длинный просторный зал напоминает заброшенную конюшню, которую американские ковбои наскоро адаптировали под таверну, отданную на растерзание случайным вечеринкам.

Столики, расставленные тошнотворно правильными рядами, привносят ассоциаций с вагоном из военного эшелона. В этих условиях, приближенных к полевым, актюбинская панк-команда «Адаптация» отпраздновала 15-летний юбилей. Настрой её лидера Ермена Анти был понятен сразу: во что бы то ни стало покорить эту разношёрстную гвардию, состоящую из патриархальных бородачей и взрывоопасных нацболов, потрёпанных лысеющих маргиналов и ухоженных студентов-очкариков.

«Адаптация» приветствует зал неочевидной крепкой спайкой «Встретимся» / «Это Ли Революция». Следом – эффектный марш-бросок на дюжину лет назад: «Бищара-рай», «Маяк Над Соломенным Городом». Новые (хотя и не сказать, что не знакомые московской публике) песни, как обычно, завораживают точно поставленными диагнозами эпохе: «серость спасёт эту власть», «герои наших романов застыли в мёртвой петле», «корпоративная совесть религиозных вождей». «Салют и Бомба» выделяется алогичным налётом лёгкой приджазованности, вопреки всем канонам выглядящим крайне уместно. «Между Любовью и Ненавистью» вызывает адекватную реакцию: кто-то со всего маху налетает на переполненный столик и сокрушает на пол часть посуды. Маленькие осколки, чудом пролетая мимо глаз, прочно застревают в волосах.

Ермена не радует звук на сцене: «Больше мониторов дайте». «О да, если дадите, всё зазвучит ровно в два раза круче!!», - тут же со знанием дела комментирует кто-то.

Первые проблески лучшего (на данный момент) альбома «Ады» «Так Горит Степь»: «Феодализм» и заглавная. Неприостановленные поминки по Башлачёву «Про Дома» - стремительные, словно табуированный полёт, и всегда ожидаемые публикой терпеливо и благодарно. «Золотой Храм» как всеобщее и окончательное избавление от давящего груза иллюзий. И победный клич «Про Море», знаменующий полную и безоговорочную капитуляцию зрителей.

Однако завоёванная актюбинским десантом столица остро нуждается в «зачистках». Дабы не вносить дополнительной сумятицы, гости «Адаптации» исполняют в антракте под гитару всего по паре песен. Обросший Владимир Белканов резко понижает общий боевой запал. Невозмутимый кудесник Ник Вдовиченко незаметно возвращает залу прежний настрой. «Сейчас я спою песню, которой тоже 15 лет, и фактически она является ровесницей «Адаптации», - говорит Коля о «Санках». Далее – момент истины: многоплановый куртуазный трёп «Амстердам», кажется, никогда ещё не звучавший на площадках столицы в акустическом варианте. Вдовиченко не был бы самим собой, если бы не приготовил то, чего от него никто не ожидал. «Сейчас прозвучит своеобразное продолжение «Амстердама», - объявляет он премьеру «Петербургское Танго» - такую же эстетскую, салонную и неторопливую, как её предшественница. Упоминание о футуристах мгновенно располагает к Коле самых взыскательных ценителей. «Берегите себя», - прощается он, предчувствуя, что сейчас будет творится невообразимое.

Те песни, с которых обычно начинается любой концерт «Адаптации», Ермен перенёс на этот раз во второе отделение: «Пепел», «Голод», «За Измену Родине» и проч. Слэм перед сценой достигает угрожающих масштабов. Наряду с крепкими парнями самые отчаянные девушки образуют живое кольцо, отделяющее умиротворённых поклонников от гарцующих на месте скакунов.

Гордой поступью Ермен удаляется в гримёрку, остальные недоумённо глядят ему вслед. Но он всего лишь бережно относит гитару, чтобы засучить рукава толстовки и в качестве свободного вокалиста спеть «Мой Город Будет Стоять». Ермен, излучающий чистый драйв, великолепен. Последние флегматики спешат выбраться из-за столиков, чтобы послать астральные приветы городам (каждый – своему).

Распалённый «Дезертир» вроде бы намекает на то, что хард-кор блок где-то рядом. Вопреки ожиданиям, Ермен не углубляется в эту тему, ограничившись лишь «Кайфа Больше Нет» (на сей раз - без особенного шоу). Герой казахских народных сказок и считалок «Алдар Косе», выныривает как всегда неожиданно, хотя и по законам жанра. «Всё, спасибо!!!», - объявляет Ермен неожиданно звонко и бодро для человека, который неустанно рубился в течение двух часов. Ему приходится выйти ещё раз, чтобы в одиночку исполнить «Шальные истины». Строчка «про нЭорамантизм» умиротворяют не хуже Колиных «футуристов». А вот «про гражданскую войну» они сегодня больше петь не будут. Финальный залп «Крейсера Авроры», произведённый напоследок всеми участниками «Адаптации» крестил капитулировавших москвичей сверкающими молниями на совесть.