Адаптация: «Цинга» (Дмитрий Мех, reproduktor.net)

Этой весной группа «Адаптация» выпустила первый за четыре года альбом, полностью состоящий из нового авторского материала. В перерыве были сборник ранее не издававшихся песен «Пластилин», трибьют-альбом «Передвижные Хиросимы», была смена состава. И вот теперь «Цинга» – девять новых композиций, записанных новой «Адаптацией».

Нельзя не отметить мощный фасад нового материала Ермена. Аранжировки составивших «Цингу» песен тщательно продуманы, инструментальные партии отлично прописаны и сведены к общему знаменателю, а за этим фасадом слушателя ждут истории из жизни, философские размышления, анализ происходящего вокруг и самоанализ автора. Пластинка выстроена по классическому литературному принципу: здесь есть интригующее начало с пафосным тромбоном и нервной гитарой, есть кульминация и есть мощный эмоциональный финал. И очень много поводов для размышлений.

«Адаптация» действительно очень сильно изменилась и, на мой взгляд, в лучшую сторону. «Цинга» – это не бессилие, как можно предположить, принимая во внимание особенность болезни (как сказано в пресс-релизе, «из ослабших дёсен выпадают зубы, обороняться и сделать ответный ход становится невозможно»), а новый этап войны. Обманка. Просто на смену бессмысленной борьбе пришло созидание и битва переместилась в иную плоскость. В какой-то момент каждому из нас становится очевидно, что бунт приводит к саморазрушению, по всей видимости, это понял и Ермен.

«Цинга» – это не анархический альбом, как характеризует его автор, а эмоционально-созерцательный. Будь он анархическим или банально протестным, слушать было бы неинтересно. В лирике преобладает анализ происходящих событий, которым чаще всего выставляется критическая оценка, но здесь же есть и много обнадёживающего. «Мой город будет стоять» – в этой фразе заключено очень многое и было бы логичнее закончить ею пластинку, но у автора своё видение и свой посыл. И всё же именно в ней, как мне кажется, заключён главный месседж этого альбома.

Однако, «Цинга» очень интересна не только в текстовом, но и в музыкальном плане. Весомый вклад в создание пластинки внёс гитарист Вадим Курылёв, тот, кто в течение многих лет определял звучание группы «ДДТ» и руководил собственным проектом «Электрические Партизаны». Не буду растекаться мыслью по древу, скажу кратко: теперь в «Адаптации» есть отличный гитарист и аранжировщик, а в «ДДТ», увы – нет. Уже более десяти лет. И именно в «Цинге», опять же, по моему скромному мнению, Вадим смог проявить свой талант в полной мере после «Мира Номер Ноль». И это здорово!

Но не только Курылёв раскрасил музыку «Адаптации» новыми красками. Я уже упоминал про шикарный тромбон Александра Королёва, который звучит лишь в двух треках, при этом во многом задаёт тон всей пластинке. Ощущение тревоги возникает во время этого вкрапления в открывающем «Цингу» «Лете любви». И также пафосно-символично он звучит в финале – «Чёрной мессе», как бы давая понять цикличность и неизбежность происходящего.

Драматизм лирики Ермена подчёркивает и саксофон Сергея Летова (к слову, прошлой осенью выпустившего биографическую книгу «Кандидат в Будды»). Он звучит в двух композициях, причём совсем недолго. В заглавной «Цинге» он надрывно режет пространство звука, от него становится не по себе, того и гляди от этого напора выпадут зубы. Но уже «В не стану своим» он звучит пафосно, как бы отвечая автору: «Да-да, не станешь!». И не поймёшь, то ли это чья-то усмешка над лирическим героем, то ли его торжество.

Что можно сказать в итоге? Будет уместно процитировать самого Ермена: «Для перемен нужны новые идеи, а не постоянное возвращение к старым моделям». Именно это он и продемонстрировал в «Цинге». Ну а саму пластинку можно смело рекомендовать к прослушиванию своим знакомым, интересующимся современной рок-музыкой.