Адаптация «Цинга» (km.ru, Денис Ступников)

Песни для нового альбома «Адаптации» писались с мая 2011-го по июль 2014-го. Как это часто бывает с рок-музыкантами, ключевые номера этой программы родились уже на финальной стадии подготовительного этапа к работе над диском.

Размеренная и крадущаяся баллада «Лето любви», открывающая альбом написана как бы от лица поколения рок-музыкантов Ермена Ержанова. Неслучайно здесь столько цитат от собратьев по перу, включая Александра Непомнящего («недавно я был социально опасен»), группу «Зазеркалье» («бугорки безымянных могил») и даже Глеба Самойлова («еще одна жертва ползучих репрессий окажется сытой свиньей»). Ответственности за «потерянное поколение», проворонившее все, что возможно, Ермен отнюдь не снимает, но как бы в оправдание замечает: «Кем бы стали Кит Ричардс или Мик Джаггер, если б выросли здесь, среди этих племен?». Этот риторический вопрос полностью обессмысливает многокилометровые холивары на тему «почему у нас все не так, как за границей».

Вторая новинка «Цинга» представляет собой развернутый эпикриз современного общества. Болезнь соединительных тканей — очень точный вердикт нашему разобщенному, расползающемуся во все стороны социуму, с каждым днем дробящегося на все более мелкие и непримиримые группировки. В этой всепоглощающей энтропии априори заложены поражение и смерть («Встают из могил ошалевшие Доу Джейны и Джоны, Абрамы, Иваны — все те, кто не смог доползти до Нирваны... ЦИНГА!!!»). Апеллируя к своей песне «Джейн Доу», Ержанов как бы намекает, что процесс обезличивания приобретает все более угрожающие масштабы. Экспрессионистское саксофонное соло Сергея Летова усугубляет впечатление того, что мир трещит по швам.

Строчки, типа «мне стыдно признаться собственным детям, что я ненавижу родную страну» и «он был, как и я, человек без корней» способны обескуражить. Но речь здесь идет отнюдь не о нагнетании кликушеских протестных настроений, а всего лишь о констатации очевидного. В самом деле, о какой геополитике можно говорить, когда утрачивается само ощущение почвы, поскольку земля под ногами превращается в кашу?

«Пусть закопают Ленина в топь у Кремлевской стены», - поет Ермен — и сразу понимаешь, почему Спасская башня на обложке диска «Адаптации» «За измену Родине» так сильно накренилась. Тут же вспоминается свежий анекдот о том, что в России есть три вида погоды: грязь, замерзшая грязь и подсохшая грязь. Сказанное применимо как к политическому климату, так и к пресловутому глобальному потеплению. Последнее тоже не ускользнуло от взгляда внимательного Ермена, ибо в «Черной мессе» он констатирует: «А пока тают льды и меняется климат».

В новом альбоме «Адаптации» по полной огребают, как правые, так и левые. С одной стороны, «с вами Господь и авианосцы», с другой - «либеральный фашизм», представители которого «покричат и, как всегда разойдутся». Ни с теми, ни с другими анархисту Ермену не по пути, поэтому он предупреждает: «Обходи стороной сходняки и парады, привыкай оставаться «человеком в пальто»». Слабости и малодушия здесь нет ни на йоту. Напротив, «когда под ногами земля стала кашей, я понял — мое место здесь! Я здесь не стану своим!» - это очень по-мужски и очень по-русски.

Музыкальный ландшафт «Цинги», за который ответственен новый участник «Адаптации» Вадим Курылев, также не располагает к паническим настроением и деструктивным состояниям. Плотный и сокрушительный гитарный саунд менее всего ассоциируется с «кашей» и «грязью», о которых так много поется в свежих песнях. Там, где это действительно необходимо, обстановка разряжается тромбонными соло Александра Королева, атональными вальсирующими клавишами Вадима Курылева («Проза зимы») и детским хором девочек в песне «Империя наносит ответный удар». Ради эксперимента, попробуйте послушать «Империю» в наушниках, глядя на Кремлевскую стену, чтобы испытать весь спектр эмоций, в котором не останется места негативу в чистом виде. 

 

km.ru, Денис Ступников