"Археология геополитики" и "Radio Resistance" (газета "Завтра", 15.03.2017)

АДАПТАЦИЯ. "Radio Resistance" ("Выргород")
3F PROJECT. "Археология геополитики" ("Выргород")

Из двух зол выбираем меньшее
Третьего не дано
Согласно теории заговора
Мне должно быть уже всё равно

В 2017 году актюбинско-питерская группа отмечает аж четверть века своего существования. "Если честно, я не предполагал вначале, что мой панк-рок затянется на столько лет", — признал лидер "Адаптации" (и единственный участник всех составов) Ермен "Анти" Ержанов. Показательно, что разница в возрасте музыкантов последнего состава группы достигает почти тридцати лет. Ержанов родился в 1974 году, Вадим Курылёв — в 1964-м, старый-новый ударник Ибрагим Джанибеков — 1984 года, а басист Павел Борисов, игравший ещё с "Землянами" и Михаилом Боярским и прослуживший тринадцать лет в "ДДТ", в прошлом году открыл уже седьмой десяток.

Юбилей группа встречает в активной фазе, к тому же Ермен последние годы уверенно осваивает новые музыкальные пространства. В конце лета прошлого года "Выргород" выпустил пластинку "Археология геополитики" 3F Project, в котором объединились Ержанов, Курылёв и Сергей Летов. Это запись импровизационного вечера в московском клубе "Точка сборки" от 26 февраля прошлого года. Можно сказать, что в 3F соединился интерес Ермена к мелодекламации и вариации курылёвско-летовского Killdozer’а —"антиглобалистский анархо-футуризм нонконформистской борьбы Звука против Системы". Саундтрек к мировому кризису — "Мне довелось пожить в эпоху перемен", "Вчера правительство ушло в отставку", "Над всей Мордовией безоблачное небо", "Бурлаки и добровольцы", "Я осень вспоротое брюхо" и пр. Однако это цельная программа, не подразумевающая обособления отдельных номеров. Бескомпромиссная перекличка инструментов, игры смысла и нонсенса, волюнтаристский нойз, фри-джазовые и индустриальные элементы. Агония постмодерна от трио художников-интеллектуалов. Геополитика для Ермена, наверняка, "реакционная концепция". Однако при желании на пластинке можно обнаружить даже "конфликт Суши и Моря", не говоря уже о личной истории в отношении "географического рельефа как судьбы". При этом "мировую шахматную доску" 3F Project с удовольствием бы перевернул, сбросив фигуры, в некотором смысле музыканты именно это и делают.

"Radio Resistance" же — избранная самим Ерменом "десятка", первый сборник лучших песен "Адаптации" из девяностых. Вторая часть планируется осенью этого года. "Тогда мы смогли придумать эти песни, но не сумели записать их как следует. У нас не было хороших инструментов и профессиональных студий, не хватало умений и навыков. Накануне 25-летия "Адаптации" мне захотелось перезаписать важнейшие старые песни — нынешним нашим составом, в нынешнем нашем звуке. Пластинка, которую вы держите в руках, — это своеобразное подведение итогов и дань памяти тому отчаянному и весёлому времени — времени, когда деревья были большими, а слово "рок" ещё было синонимом слова "свобода".

Ещё один взгляд в лихие девяностые — время ужаса, беспредела и творческой свободы. Те самые песни, по которым зачастую и судят об "Адаптации", — "Панки, хой", "Живой", "Маяк над Соломенным городом", "Будущего нет". Они уже прочно заняли своё место в истории нашей рок-культуры формулами, идеями, образами. Именно с этими песнями у "Адаптации" идёт постоянный диалог, возникают продолжения и отчасти даже полемика.

Здесь много осмысления личных культурных знаков: неизбежный Летов, "человек по имени Саня Башлачёв", Курт Кобейн. Да и сам Ермен совсем не случайно вошёл в иные программные произведения: на пороге нового века нарушителем "священного покоя и воли всемирного государства" Александр Непомнящий сделал "вьюношу, похожего то ль на Ермена, то ль на Алёшу Карамазова". Притом, что Ермен – автор остросоциальный, политически грамотный, всегда сторонился митинговых трибун и избирательных катавасий, оставаясь, в первую очередь, художником.

"Radio Resistance" — звучное, иноземное, но понятное название. Мальчик на обложке, готовый получить свою долю непокоя. Много наива, буйства и бунта. Иной раз ловишь себя на улыбке, но не выключаешь с ироничным высокомерием. Ермен умеет зацепить, даже выдавая трюизмы. Тем паче радикальные надежды молодости у него не отброшены возрастным цинизмом. Скорее, это сложный синтез представлений, разочарований и преодолений. Есть горечь, есть «самое ужасное чувство - чувство погибшей надежды» (Лорка), но и убеждение, что жить - значит сопротивляться.

Авангардистский жест 3F Project мне интереснее, чем звучание нынешней "Адаптации". "Радио Сопротивление" – это и очередная, небессмысленная попытка захватить новых поклонников. Но там, где многие сложили "оружие", Ермен ищет оригинальные формы воздействия, переосмысливает боевики тревожной юности, словом, действует. Главное, что ему — не всё равно.