Ермен Анти и ННТКЗ30 — «Смерть Современного Искусства» (nneformat.ru, Геннадий Шостак)
В 2019 году Ермен Анти распустил группу АДАПТАЦИЯ. Но уже в середине 2010-х годов он начал искать новые формы существования своей поэзии. Так в 2016 году появился проект 3F PROJECT, куда, наряду с Ерменом, входили Сергей Летов и Вадим Курылев. 3F означало free jazz, free noise и free poetry.
Год спустя от трех «F» осталось только одно: free poetry. Родился сетевой проект под названием ННТКЗ30 (НИКОГДА НЕ ВЕРЬ ТЕМ, КОМУ ЗА 30). Наряду с Ерменом Анти, в него вошел екатеринбургский музыкант Максим Рогов, участник группы 2-Й СОРТ. Альбом «Смерть Современного Искусства» записывался дистанционно: Ермен Анти прочитал стихи, а Максим Рогов создал необходимую шумовую атмосферу с помощью электронных подкладок и фрагментов классических произведений и нарисовал для обложки постмодернистский иероглиф. Музыкальная составляющая в одних случаях подчеркивает содержание стиха, в других — напротив, оттеняет.
С 2018 по 2020 годы альбом выкладывался тремя частями ВКонтакте. А в 2020-м, благодаря лейблу «Выргород», увидел свет на физическом носителе.
Смерть современного искусства или конец искусства — термин постмодернистской философии и эстетики, используемый для характеристики крайней эклектичности искусства, относительности его ценностей, отсутствия общего канона, культа новизны и абсолютной творческой свободы, стирания границы между искусством и другими сферами жизни. Так, в современной поэзии смысл часто разрушается текстом. Поэтический язык становится физически ощутимым, приобретает видимость, логическую структуру и математическую очерченность…
На этом, пожалуй, поставлю многоточие и отошлю интересующихся в Интернет. Там выше крыши публикаций, посвященных концу искусства.
В альбом вошли стихотворения, написанные в период с 2012 по 2017 годы. Почти все автобиографичны: в них лирический герой идентичен самому Ермену Анти. Во многих находят отклики образы песен, входивших в альбомы АДАПТАЦИИ «На Нелегальном Положении» (1998), «Безвременье» (1999), «Джут» (2001), «За Измену Родине» (1999 — 2003).
Открывает альбом заглавное стихотворение-антиманифест, построенное на переосмысленной цитате из песни Александра Башлачева «В Чистом Поле Дожди…» Автор задается вопросом: насколько творчество Поэта может быть актуальным в эпоху постмодернизма? Другая, видоизмененная цитата — «Пропью шинель, пойду домой» — легко узнаётся. В конце заглавная строчка произносится тоном приговора. У слушателя не возникает сомнений — современное искусство мертво! К размышлениям о роли Поэта в современном мире Ермен Анти возвращается в стихотворениях «Больше никакой метафизики», «Я — осень — вспоротое брюхо», «Про́клятый поэт», «В сугубых мирах»…
Стихотворение «Археология геополитики» в одноименном альбоме 3 °F PROJECT читается на эмоциональном подъеме, а здесь — с интонацией человека, обреченного на смерть. «Мне довелось пожить в эпоху перемен», «Блюз бетонных коробок» и «Там, где прошло мое время» — взгляд на собственную жизнь с высоты прожитых лет и попытка осмыслить историю нашей некогда единой страны. Мне легко понять автора: когда распался СССР, мне было 27 лет, Ермену Анти — 17. Не все перемены я воспринимал однозначно: что-то меня восхищало, что-то вызывало физическое отторжение. В Советском Союзе было много хорошего, равно как и много плохого. На какие события намекает стихотворение «Вчера правительство ушло в отставку»? Да какая разница? Народу все равно не становится лучше. В качестве музыкальной подкладки к аудиостиху использован фрагмент «Вальса» из оперы Михаила Глинки «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин»). В «Равнении на Уругвай» автор настойчиво рекомендует читать Маркса, по всей видимости, речь идет о труде «Капитал». Стихотворение «Не бывает патовых ситуаций» строится на противопоставлении народа и власти. Последние строчки содержат аллюзию на события на Донбассе в 2014 году. Более крупным планом противостояние в донбасском регионе показано в стихотворении «Bad trip». Что такое гопота доисторическая из одноименного стиха? В объяснениях, думаю, нет необходимости. Поздравление «С Днем космонавтики», давшее название аудиостиху, звучит зло и саркастически. Лирический герой едет в поезде Алма-Ата — Москва и размышляет о современных реалиях. Минималистичная электронная подкладка сочетается с шумом идущего пассажирского состава. «Дети Сартра и кока-колы» — посвящение майским событиям 1968 года во Франции, а «Второе пришествие вундеркиндов» — молодым людям, на чье формирование оказали влияние новейшие информационные технологии. «Шаламовский блюз» вдохновлен лагерной прозой писателя. Толчком к созданию стихотворения «Берлин конца восьмидесятых» послужила инструментальная композиция Дэвида Боуи «Neuköln», под которую оно и читается. Максим Рогов добавил в трек психоделии. И классно же получилось!
Часть стихотворений представляет собой авторскую рефлексию на разные темы. Таковы «Над всей Мордовией безоблачное небо», «Когда мозолистые лбы…», «В сугубых мирах», «Жребий брошен», «Каждому свое», «Картон домов осыпался»… «Камера 101» обращена к знаменитой оруэлловской антиутопии. По мнению Ермена Анти, комната пыток — она же внутренняя тюрьма — находится внутри каждого из нас.
Четверостишие «Олдскул» — лаконичное подведение итогов всего альбома. Ермен Анти и его герой на стороне свободы, равенства и братства.
К сожалению, у меня нет книги стихов Ермена Анти «Так горит степь». Бо́льшую их часть нашел и прочел в интернете. Лично я лучше воспринимаю эти стихи в представленных аудиоверсиях. И, конечно, не могу не обратить внимание на обилие цитат — от «Преступления и наказания», «Стихов о советском паспорте» и «Попытки к бегству» до «Следов на Снегу», «Чипа и Дейла» и «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band».
Все же этот альбом я не стану рекомендовать всем и каждому. Но издание явно будет востребовано поклонниками Ермена Ержанова и АДАПТАЦИИ и всеми, кто интересуется хорошей поэзией (не только аудио-).
Источник: Геннадий Шостак, nneformat.ru, 30 января 2023