Ермен Анти «Nomad Punk» (Денис Ступников, KM.RU, 19.03.2024)
Ермену ничуть не менее важно рассказывать не только о записях и концертах, но и о периоде развала СССР или народных волнениях в Казахстане начала 2022 года
Рецензия:
Идея создания книги о группе «Адаптация» всплывала в последние годы неоднократно. Сначала ее планировал писать один из ее директоров Игорь Кириллов и даже провел ради этой цели серию подготовительных интервью. Позже полномочия и материалы были переданы другому автору. Но тут группа в начале июня 2019 года сыграла свой последний концерт, распалась, и процесс вновь застопорился.
Но лидер коллектива Ермен «Анти» Ержанов долго без дела не сидел. Уже через полгода он почувствовал желание продолжать деятельность. Было сыграно несколько сольных концертов, Ермен запланировал гастрольный тур по России. Однако тут нагрянул карантин, вызванный ковидом, и на какое-то время музыкант оказался заблокирован в пределах собственного района в Актюбинске. А поскольку отдыхать он не привык, то вскоре приступил к написанию этой книги.
Всегда интересно, что даёт первый творческий импульс состоявшемуся музыканту. Ермен удовлетворяет это любопытство читателя сполна, сразу же стартовав с описания своих впечатлений от услышанной в школе пластинки «Аквариума» «Радио Африка». Воспоминания об истоках меломанства и первых репетиций перемежаются в книге с информацией о родственниках автора. Крайне интересно, что именем деда Ермена Карима названа улица в Байганинском районе Актюбинской области, и именно от него будущий музыкант получил свое редкое имя.
В книге очень подробно освещается ранний период существования «Адаптации» с полуподпольными концертами, забракованными бутлегами и скандальным непрошеным пиаром, который устроило дебютантам местное телевидение. Приятно узнать, что с самого начала своей деятельности Ермен проявлял завидную независимость и отказывался ещё в 90-е от очень заманчивых предложений, вроде игры дважды в неделю акустических сетов за хорошие деньги в одном из бандитских актюбинских баров. С юмором описано, как «Адаптация» способствовала преодолению инерции местной тусовки, будь то замшелые металлисты или упертые КИНОманы.
Информация о более зрелых периодов существования группы и других проектов Ермена отчасти взята из развернутых пресс-релизов, которые он сам же и создавал для празднования некоторых этапных событий, вроде юбилеев или переизданий альбомов. Эти главы не всегда органично удалось внедрить в повествование: местами встречаются изложения по несколько раз с нуля одного и того же только несколько иными словами. Ускользнула от внимания автора и история создания некоторых стратегически важных альбомов - например, «Джута», Но это лишь подчеркивает идеи книги, название которой переводится как «Кочевой панк» - когда акын бредет по большой стране да с большим мешком, набитым всевозможными заметками и не всегда мотивированно извлекает то одну, то другую.
Зато книга очень исчерпывающе отвечает на вопрос, как Адаптации из далёкого казахского города удавалось регулярно выдвигаться на затяжные зарубежные гастроли в самые разные страны дальнего зарубежья. Секрет прост: Ермен никогда искусственно не зарубался на географических границах и прилагал все усилия к тому, чтобы завить о себе везде, где только возможно. Но и о помощниках Ержанова на данном пути сказано немного добрых слов. Один из них — француз Тай-Люк - держит даже на фото во втором издании книги ее оригинал!
Имеют большую ценность отзывы автора о всевозможных соратниках - начиная с согруппника Николая Вдовиченко и заканчивая группой «Соломенные Еноты». И здесь Ермен остаётся предельно честным, не стесняясь говорить о причинах размолвок с коллегами и увольнений участников «Адаптации». Часть подобных воспоминаний тоже писалась для других проектов - например, заметки о ныне покойных Жеке Корнее и Паше Клеще, опубликованные изначально в их выпущенных «Выргородом» посмертных альбомов.
Повествование книги никогда не выламывается из контекста эпохи. Здесь Ермен, как адепт социально ориентированного панка неизменно остаётся верен себе, поэтому ему ничуть не менее важно рассказывать не только о записях и концертах, но и о периоде развала СССР или народных волнениях в Казахстане начала 2022 года. И в этом плане понимаешь, почему такую книгу лучше него вряд ли бы кто-то написал!
Рецензент: Денис Ступников
Источник: km.ru, Денис Ступников, 19.03.2024