Ермен Анти - "Парашют Александра Башлачева" (Максилла Кузнецов)
Переиздание этого альбома (выпускавшегося на самопальных кассетах еще в середине 90-х) рекорд-лейблом «Выргород» стало, безусловно, важным событием для группы АДАПТАЦИЯ. Выпуск отмастеренного в 2006 году по сути дела первого альбома, открывающего официальную дискографию казахской группы, - несомненное признание самоценности АДАПТАЦИИ. Не секрет, что довольно долгое время группа считалась не более чем клоном ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. Но принцип «побеждает не лучший, а тот, кто идет до конца», - в конце концов, возобладал. Немало тому поспособствовало, я думаю, и довольно продолжительное молчание в конце 90-х – начале нулевых самой ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. Несмотря на то, что обложка практически полностью повторяет несколько наивное оформление кассеты, диск выпущен красиво и со вкусом, что, кстати говоря, характерно практически для всех релизов «Выргорода».
Один из сайтов АДАПТАЦИИ ( http://ermen.antimusic.ru ) довольно иронично обыгрывает фамилию фронтмена группы: антимузыка Ермена. Надо сказать, что и тексты песен, приложенные к диску отдельным буклетом, вполне можно характеризовать как антипоэзию или антилирику: где-то напрочь отсутствует рифма, где-то очень вероломно нарушается размер. Тем не менее, над альбомом витают тени больших поэтов: Александра Башлачева, Егора Летова, Константина Бальмонта, Владимира Высоцкого (и примкнувших к ним Виктора Цоя и Игоря Шаферана). Как при банальной музыке и довольно корявых текстах, изобилующих одинаковыми образами, группе удается создать магнитное поле, держащее слушателей в постоянном напряжении, - знает, наверное, только сам Ермен Анти. Но уже один этот факт должен заставлять скептиков умолкнуть.
Это музыка бывших ПТУ-шников, грязных, вонючих подъездов, раздолбанных и нестроющих шосткинских гитар, наркотиков и блевоты. Будущего нет! За пределами больших городов в стране еще достаточно таких подъездов с облупленной штукатуркой, где по вечерам за дешевым портвейном собирается «молодая шпана», вечно желающая стереть кого-нибудь с лица Земли. В молодости весь этот антураж кажется романтичным. А такой «романтике» требуются свои «поэты», чтобы «воспевать» ее. Им не нужны сложные гармонии и чужды излишне красивые рифмы. Им нужна простота, создающая иллюзию своего круга друзей, интересов и проблем. У них общий враг – официоз. Будущего нет! Так было всегда на 1/6 части суши и так будет всегда. И в этом, я думаю, разгадка феномена АДАПТАЦИИ.
Как парашют Александра Башлачева оказался у Ермена Анти, я не знаю. Думаю, что самому Александру он пригодился бы куда больше. Только тем парашютом, что предлагается, полагаю, Башлачев не стал бы пользоваться. Судя по песням, спасение Ермен видит в так свойственном молодости цинизме, отрицании всего и вся. Башлачев же был взрослый человек и зрелый поэт.
Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души.
Поэтому Высоцкий и Башлачев – поэты, а Ермен Анти – нет. Тем не менее, именно с отрицания порой начинается что-то большое и новое. С этого отрицания Ермена Анти началась группа АДАПТАЦИЯ со всеми своими плюсами и минусами.
В качестве бонуса на диске присутствует видеозапись 7 (на обложке по неизвестной мне причине в трек-листе отсутствует кавер-версия на «Крейсер Аврора») песен с сольного акустического концерта Ермена Анти в клубе «Форпост», что также уже стало непременным фирменным атрибутом «Выргородских» релизов. Я лично отметил для себя песню «Про Море», в акустическом варианте совсем не проигрывающую треку № 10 с альбома АДАПТАЦИИ 2005 года «Так Горит Степь».
Максилла Кузнецов
www.nneformat.ru, 23 августа 2006