Ермен Анти: «Рано или поздно приходит некое переосмысление того, чем ты занимался все эти годы»
Ноябрь 6, 2013, By Дмитрий Мех,
Источник: reproduktor.net
В ноябре в продажу поступит новый альбом группы «Адаптация». Пластинка называется «Передвижные Хиросимы» и является данью памяти и уважения лидеру одноимённой томской группы, которая, к сожалению, не очень хорошо известна слушателям, в том числе и ценителям андерграунда. Релиз альбома осуществит музыкальное издательство «Выргород», а его концертные презентации в Москве и Санкт-Петербурге состоятся уже на этой неделе. В преддверии указанных событий портал «Репродуктор» побеседовал с лидером «Адаптации» Ерменом Анти как о новой его работе, так и о планах на ближайшее будущее.
– Ермен, новый альбом «Адаптации», который вот-вот будет издан на компакт-дисках, является трибьютом томской группе «Передвижные Хиросимы». Коллектив этот малоизвестен, т.е. по сути, вы занимаетесь просветительской деятельностью. Не страшно ли брать на себя такую роль, учитывая, что публика в большинстве своём консервативна и, к сожалению, в большинстве своём закрыта для новых открытий?
– Я просто надеюсь, что благодаря этой пластинке, с песнями Шатова познакомится какая-то часть людей, которая до этого ничего о «Передвижных Хиросимах» не слышала.
– Расскажи, как ты впервые познакомился с творчеством «Передвижных Хиросим» и какое впечатление оно на тебя произвело?
– Гонец из Москвы привёз кассету, на которой был записан концерт «Хиросим» в клубе «Маяк». Запись, даже по критериям тех лет, была не лучшего качества. Но драйв так и пёр из колонок, а таких классных рифов у нас в стране, наверное, никто ещё не играл.
– Скажи, что привело тебя к решению переосмыслить песни Вячеслава Шатова и облечь их в «адаптационный» саунд? Ведь можно было пойти иным путём, например, способствовать популяризации его творчества в оригинальном виде…
– А мне не нужно было особо переосмысливать эти песни. Жизнь в Томске в начале 90-х мало отличалась от того, что происходило в Актюбинске. «На перекрестке стоит цыганка – в руках машина, в машине ханка» – у нас всё было то же самое. Другое дело, что когда я впервые эти песни услышал, они мне очень напомнили по духу такие группы, как «The Stooges» или «Television», и когда мы делали аранжировки для этого альбома, то музыкально мы отталкивались как раз от групп американского протопанка. Записывали всё в Берлине по старинке: никаких процессоров и примочек, ламповый звук гитарных усилителей. Нам попался хороший звукорежиссер, который понял, что нам нужно, и сделал нам саунд 70-х.
– В последнее время выходит довольно большое количество трибьютов, причём реакция публики на них обычно резко отрицательная. Так было с известным альбомом каверов «Гражданской Обороны», такая же история произошла и стрибьютом Башлачёву, записанным группой «Калинов Мост» с привлечением известных в мире рок-музыки фронтменов. Готов ли ты к тому, что ваш новый альбом также подвергнется острой критике ценителей андерграунда или же такой вариант в силу «некультовости» «Передвижных Хиросим» невозможен в принципе?
– Я готов к тому, что не все те, кто любят «Адаптацию», воспримут эти песни. С другой стороны, будут и те, кто познакомятся с группой именно благодаря этому альбому. Запись мы закончили в конце апреля, и уже полгода я занимаюсь и живу другими делами. Сейчас будут концерты в Москве и Питере, где мы сыграем эту программу целиком, и в дальнейшем к этому проекту возвращаться мы не намерены. Может быть, одна-две песни «ПХ» какое-то время будут входить в концертный сет-лист.
– Не так давно в Москве прошла презентация диска «Песни Александра Непомнящего», опять же – трибьюта. Многие справедливо ожидали увидеть «Адаптацию» в числе участников проекта, однако в их списке группы не оказалось. Почему?
– Мы просто не смогли приехать, так как готовились к туру по Сибири, а поездка в Москву занимает минимум 4 дня. Песню «Лимоновский блюз» мы записали для этого трибьюта несколько лет назад, но всё это дело настолько затянулось, что трек решили включить бонусом к нашей предпоследней пластинке «Пластилин», которая вышла в феврале этого года.
– Давай сменим тему и поговорим о неожиданно изменившемся саунде «Адаптации». Знаю, что есть люди, которые нашли его слишком «прилизанным», хотя, на мой взгляд, группа стала звучать просто изумительно. Признайся, «смена имиджа» произошла сознательно или же это дань времени, когда звучать «андерграундно» уже просто неактуально?
– Я никогда не старался звучать актуально: ни в 90-х, ни в нулевых, ни тем более сейчас, когда актуально вообще никто не звучит. Все играют то, что уже когда-то было сыграно. Конечно, подростки-хипстеры могут один в один драть с Joy Division и думать, что являются модными и передовыми музыкантами, но эта история не про меня. Для меня актуальность – это понимание того, для чего ты всем этим занимаешься в данный момент времени, для чего ты выходишь на сцену петь и играть, что ты хочешь донести до людей. А саунд, имидж и прочие составляющие коммерческого успеха в последние год-два настолько потеряли свой первоначальный смысл, что как-то и грустить об этом не хочется.
– Кто был саунд-продюсером последних пластинок «Адаптации»? Запись последнего альбома проходила в Германии. Расскажи, что это была за студия? Как вы вообще на неё вышли и связываете ли с ней дальнейшую деятельность?
– Последние два номерных альбома «АДАПТАЦИИ» («Песни любви и протеста» и «No Pasaran!») были записаны в Питере на студии «Антроп» со звукорежиссером Владимиром Носыревым. «Пластилин» мы записали у себя на репетиционной базе, Носырев только сводил его. До «Антропа» все свои альбомы мы записывали «самопалом», то есть сами в домашних условиях на бытовую аппаратуру. С Носыревым мы получили первый опыт студийной работы. Ему понравились наши песни, и он органично вписался в процесс создания наших альбомов. В Берлине мы записывались на «Black Sound Studios» – хорошая, бюджетная студия. Нашли её через своих берлинских друзей. Насчёт того, чтобы записать там что-то ещё, пока не думали.
– Кстати, о последних альбомах. Трек-лист «Пластилина» состоит из твоих ранних песен, автором произведений нового альбома является Вячеслав Шатов. Вопрос сам собой напрашивается: где новые песни Ермена Анти? Не постиг ли тебя творческий кризис? Когда поклонникам ожидать «полномерного» свежего альбома нынешней «Адаптации»?
– Новые песни есть, мы их играем на концертах. Может их не так много, как кому-нибудь хочется, но они есть, и они хорошие, не проходные. По окончании записи последнего альбома я долго думал над тем, что мне петь, чтобы по-прежнему ощущать связь между собой, временем и условным слушателем этих песен. Я уже больше 20 лет на сцене, и рано или поздно приходит некое переосмысление того, чем ты занимался все эти годы. Когда несколько лет назад все вдруг стали борцами с режимами, и все, кому не лень, запели песни протеста, я вообще никак на этот порыв не отреагировал. Страна жила одной жизнью, мы в это время занимались собой. Сейчас вся эта вакханалия заканчивается, и я внутренне готов к тому, чтобы записать ещё одну пластинку. Материал для альбома есть, в январе мы засядем у себя на домашней студии писать черновик нового альбома.
– Ты как-то говорил, что коллекционируешь винил. Сегодня классика снова в моде. На дисках-гигантах появляются самые неожиданные, в том числе и явно некоммерческие проекты. Например, готовятся к выходу пластинки «Собак Табака» и Бадуна. Когда ожидать винил от «Адаптации»? Какой альбом на этом носителе ты бы хотел издать в первую очередь?
– Сейчас ведутся переговоры с издательством «Мирумир». Может быть, что-то и выйдет. Я бы издал в первую очередь «Джут» и «No pasaran!»
– Некоторое время назад в одном из интервью ты говорил о планирующемся издании книги «Мой город будет стоять», в которую войдут как твои стихотворения, так и произведения друзей и соратников. Расскажи о ней подробнее. На какой стадии сейчас находится этот проект?
– Книга уже свёрстана. Осталось отдать её в печать. Этим занимается издательство «Выргород». Я думаю, в начале следующего года книга пойдёт в народ.
Напомним, что московский концерт-презентация трибьюта группе «Передвижные Хиросимы», записанного «Адаптацией» пройдёт в клубе «Шоколадная фабрика» (ул. Рабочая, 38) 8 ноября. Начало в 20.00. В Санкт-Петербурге альбом будет представлен 9 ноября в Rocks Club (ул. Пионерская, 32). Кроме того, 12 ноября Ермен Анти выступит с акустическим концертом в петербургском арт-салоне «Невский». После концертов-презентаций новую пластинку «Адаптации» можно будет заказать в интернет-магазине издательства «Выргород».