Ермен Ержанов («Адаптация»): «Милитаризму в головах надо давать отпор» (km.ru, 21.11.2017)
Диск является прямым продолжением работы «Radio Resistance», вышедшей в апреле этого года. Оба альбома содержат известные песни «Адаптации», переигранные в новом звуке нынешним составом. О записи альбома и других сопутствующих факторах лидер «Адаптации» Ермен «Анти» Ержанов рассказал нашему порталу.
«Адаптация»
KM.RU: Ермен, скажи, пожалуйста, в чем ты все-таки видишь необходимость переиздания старых песен в новом звуке в двух последних альбомов? Это работа над ошибками, привлечение новых технологий, попытка охватить новую аудиторию или?...
- Вряд ли можно назвать ошибками альбомы «Джут» или «Так горит степь». Просто в то время не было нормальных условий для записи, и, записывая альбомы, мы исходили из того, что имели на тот момент: это касалось и технической базы и нашего умения воплощать в жизнь свои идеи. Тогда была не работа со звуком, а борьба за звук. И у меня давно была мечта сделать такой « The very best of greats hits» АДАПТАЦИИ, где важные для меня песни будут записаны так, как я этого хочу. Что касается охвата новой аудитории, то это уже сработало - на концертах во многих городах прибавилось молодёжи. Я на это очень надеялся и очень этому рад. Рок – музыка молодых, она на их энергии держится. Для меня очень важно ощущать связь с нынешним молодым поколением, с теми, кому 18-25 лет.
KM.RU: По какому принципу отбирались песни в «Радио Резистанс»? Особенно интересно, почему были использованы те, которые уже появлялись в альбоме с подобным подходом «Уносимся прочь».
- По принципу значимости этих песен для автора и группы. Что касается альбома «Уносимся прочь», то он записывался на репетиционной базе на 4-х канальную портостудию, там хороший гаражный звук - но это не альбом, а сборник песен, а «Радио Резистанс» - записывался, как альбом. То же касается и второй части беста. «Олдскул» - это в первую очередь альбом, а уже потом «the best».
«Адаптация»
KM.RU: По какому принципу отбирались песни в «Олдскул» - притом, что, например, «Джут» я считаю эталонным по саунду для «Адаптации». На мой взгляд, там выверена каждая деталь…
- Я уже выше ответил на этот вопрос. «Джут» - один из лучших альбомов группы, слепок времени. Когда для многих начались сытые «нулевые», саундтреком для которых стала музыка Шнура и ему подобных, мы записали пластинку, в которой не было ни малейшего намёка на гедонизм или на то, что тогда было принято называть позитивом. Мы пели про полицейское государство, социальную несправедливость и метафизические тупики. Понятно, что никаких шансов «выстрелить» у нас не было, но мы на это и не надеялись. Мы искали своих, и их оказалось не так уж мало.
Для «Олдскула» с «Джута» было взято 2 песни – «Грязь» и «Улицы города». Мне всегда хотелось записать «Грязь», как развернутое полотно, гитарную пьесу в духе психоделии 60-х, сейчас мне это удалось. Вадим там просто улётно сыграл. А когда мы сводили альбом «Джут» в 2001 году, то плёнка на 8-канальнике осыпалась у нас на глазах. На неё уже несколько раз что-то было записано, а новые – не продавались, такая вот нищета была в то время. И это сильно по низким частотам ударило, если слушать Джут на хорошем аппарате, то там низа, как такового нет, только низкая середина.
KM.RU: «Мы еще встретимся» в финале «Радио Резистанс», очевидно, намекает на преемственность обоих альбомов. Тем не менее, была ли какая-то разница в подходах к аранжировкам «РР» и «О»? Все-таки разные эпохи, как ни крути…
- Да, ты правильно заметил, что песня «Встретимся» в «Радио Резистанс» намекает на иное продолжение. «Радио Р» - панк –альбом, мы его и делали таким в духе «The Clash», а «Олдскул» - это уже абсолютно другой звук, такая переоценка той музыки, которая через нас прошла. Здесь и три-хоп, и психодел, панк, хард и куча всего намешано – но это, прежде всего АДАПТАЦИЯ, наш нынешний звук и настрой.
«Адаптация»
KM.RU: Очень интересно услышать о концепции каждого альбома относительно к их названиям. И, соответственно, об оформлении… В чем прослеживается взаимосвязь дисков на этом уровне?
- «Радио Резистанс» – музыка сопротивления, там много юношеского максимализма и бунта, я все эти песни написал до того, как мне 25 исполнилось. А «ОЛДСКУЛ» - это уже слова взрослого, потёртого жизнью человека, который, несмотря на весь ужас и бред, происходящий в мире, стоит на своих позициях и не намерен меняться в угоду моде и прочим веяниям современной цивилизации. Я написал эпиграф к альбому, думаю, он многое прояснит.
Превозмогая взятые на себя обязательства
Я скоблю щетину с обгорелых монгольских скул
Верю в свободу, братство и равенство
Стою на своём. Это мой олдскул.
KM.RU: Менялись ли какие-то тексты песен?
-Нет.
KM.RU: Как Вадим Курылев воспринимал песни из обоих альбомов при работе над ними? Может быть, что-то у него вызвало неприятие, сомнение или же он затруднялся найти тем вещам новые адекватные средства выражения? Если да, то что конкретно и как решались эти проблемы?
- Мы большинство этих песен играли вместе на концертах, и какие-то новые аранжировки были обкатаны на концертах. Вадим очень большой вклад внёс в эти две пластинки, он же все гитары сыграл, я там в одной песне только играю. Ибрагим Джанибеков и Михаил Нефёдов – тоже внесли свою лепту, очень оперативно и грамотно всё сыграли. И хочется отметить и поблагодарить Владимира Носырева – нашего звукорежиссёра и пятого участника группы, он многое сделал, чтобы эти альбомы были записаны, так как нам это было нужно.
KM.RU: Вадим Курылев в «Адаптации» уже почти три года. По нашим временам, это серьезный срок. Как шло ваше взаимодействие с ним все это время? Менялись ли степень влияния каждого из вас на процесс, уровень синергии между вами и т. д. И все-таки – не мешает ли географический фактор плодотворности работы?
- Я думаю, что мы неплохо сработались, нашли точки соприкосновения, которые помогают нам двигаться дальше, что-то создавать и воплощать в жизнь свои идеи. Вадим – музыкант высокого уровня, я очень многому у него научился в плане понимания звука . Записываться с ним- это интересный и творческий процесс. Я жду не дождусь, когда мы начнём записывать новую программу, думаю, там мы развернёмся на полную катушку. Новый материал, как раз, предполагает такую возможность. Сергея Летова пригласим обязательно.
Что касается географического фактора, то расстояние в 2000 км для нас не помеха. Если нужно, то Вадим приезжает на репетиции в Казахстан, или я езжу в Питер. Больше влияет фактор того, что у Вадима есть собственная группа – «Электрические Партизаны», ещё он в «Разных Людях» играет, и иногда нам приходится согласовывать графики концертов, но мы находим компромиссы и без конфликтов решаем такие вопросы.
Вадим Курылев
KM.RU: С годами ты стал более авторитарным лидером или, напротив, стал давать больше свободы музыкантам в работе над песнями?
- А я никогда не был авторитарным лидером, просто я всегда знал, чего хочу, и старался из всего выжимать по максимуму. Может отсюда, и были конфликты с некоторыми участниками прошлых составов группы. Мы просто жили на разных скоростях, а ждать я никого не собирался.
KM.RU: Нынешний состав тебя полностью устраивает? Велика ли степень сплоченность музыкантов и каков, на твой взгляд, сейчас микроклимат в группе?
- Мощный состав, в профессиональном отношении самый сильный за всё время нашего присутствия на сцене. Что касается микроклимата, то я особо не температурю по этому поводу, люди в группе взрослые, каждый отдаёт себе отчёт и несёт на себе определённый груз ответственности.
KM.RU: Идея «концерта с продолжением» - очень привлекательна! Я про то, что на презентации альбома в клубе «Лес» 25 ноября вместе с презентуемыми прозвучат и все песни из «РР», уже игранные там же весной. Но в этом случае остается совсем мало простора для сюрпризов. Чем порадуешь в этом плане?
- Возможно, мы оба альбома сыграем целиком. С новой программы будут песни, «Остановите войну» - я её сейчас постоянно исполняю, так как считаю, что милитаризму в головах надо давать отпор. Трек–лист будет ближе к концерту готов.
KM.RU: Интересно услышать про товою новую композицию «Шаламовский блюз». Меня порадовало само обращение к Шаламову – сам довольно часто перечитываю писателей той плеяды – в частности, Солженицына. Твое отношение к книгам подобного рода и насколько актуальны они сейчас?
- «Колымские рассказы» Шаламова – это лучшая прививка от сталинизма. Я недавно перечитывал некоторые из них, и так этот стих появился. Сейчас, когда мода на «вождя народов» опять имеет спрос, я думаю, это актуально.
KM.RU: Также меня откровенно порадовал твой выбор лучших альбомов прошлого года – ПТВП, «Аффинаж», и, в особенности, Скляр! Чем они тебя привлекли?
- У Скляра мне очень понравилась песня «Когда война на пороге». Я понял для себя эту песню.
«Адаптация»
KM.RU: В одном из стихотворений у тебя упоминается Скриптонит. Что скажешь о нем? Буквально сегодня прочел в интервью Басты оригиналльное суждение о нем: «Он — рок-звезда. Скриптонит такой же, как в песнях: самоубивающий, разрушающий все в своей жизни — удивительный человек». Согласен?
- Когда у него вышел первый альбом, мне знакомая порекомендовала послушать. Меня там сильно зацепила одна песня – «Вечеринка», очень сильная песня, с настроением. Вот на том альбоме она мне одна понравилась.
KM.RU: Ну и очень любопытно, как твоя песня «Алдар Косе» попала в казахский сериал, как ты к этому отнесся и стоило ли оно того? Что-то тебе это дало в плане востребованности на Родине?
- А я узнал об этом, когда фильм уже вышел. Там песню нашу использовали в рекламном ролике к фильму, а так как я ТВ практически не смотрю, то был не в курсе. Разрешения у меня никто не спрашивал, а я особо не парюсь по этому поводу.
Денис Ступников, km.ru, 21.11.2017