Ещё одно «здравствуй» (АДАПТАЦИЯ в клубе «Орландина», Петербург, 29.10.2009)
Чем отличается концерт-презентация от просто концерта? Продажей свежего альбома? Вряд ли - сейчас многие группы и без того распространяют свои аудиорелизы более на концертах, чем через музыкальные магазины. Приглашением гостей, расширенной программой? Возможно, но всё это, как правило, в той или иной мере присутствует и на "рядовых" концертах. Так или иначе, презентация нового альбома АДАПТАЦИИ "Песни Любви И Протеста", выглядела простым, обычным концертом.
На очередное выступление в Питере АДАПТАЦИЯ приехала в усечённом составе - и не по своей вине. На границе России и Казахстана стараниями бдительной российской погранстражи с поезда был снят барабанщик группы Ибрагим Джанибеков - из-за порванной страницы в паспорте. Никакие попытки объяснить-договориться не помогли, и в результате группа предстала перед слушателями в составе: Ермен Анти - электрогитара, Андрей Ненашев - бас, Вячеслав Голубев - клавишные. Несмотря на все старания музыкантов, потерь в саунде избежать не удалось. Но об этом ниже.
Концерт, как и положено, начался с разогрева. Открыл вечер актюбинский рок-бард Стас Ткачёв. 20-минутный сет был отыгран старательно и уверенно, со всеми присущими исполнителям подобного стиля плюсами и минусами. Чёткая, отточенная игра на гитаре, энергичное исполнение, неплохой голос и... ускользающий текст. Запомнились лишь некоторые строчки - вроде "...кроме хроник из номера в номер есть ещё много хорошего". Не слишком оригинально; лёгкий минор и общий позитив. Порадовала питерская публика: слушали внимательно и благосклонно, не требуя скорейшего выхода АДАПТАЦИИ и аплодируя после практически каждой песни.
Выступление Стаса не затянулось - и вот уже Ермен сотоварищи занимают места на сцене. И без раскачки, с места в карьер - "Тамаша".
Первая мысль, первое ощущение: так сейчас не поют. Так уже не поют! Это - последняя эмоция, последнее дуновение ветра того рок-н-ролла 90-х, когда само понятие честности в музыке не вызывало ни скептических усмешек, ни споров и служило главным мерилом качества. Кажется, нет особых секретов: всего лишь экспрессия в вокале - но здесь веришь сразу же и принимаешь всё так, как есть, целиком. А у многих сегодняшних похожая экспрессия - всего лишь поза...
Впрочем, через пару-тройку песен становится очень заметно, что на этой экспрессии держится всё. Невольно отмечаю про себя: сегодняшней ипостаси АДАПТАЦИИ по-прежнему не хватает музыки. Кажется, если бы слышал группу впервые - мне хватило бы вокала, текста, общей энергетики. Но, когда слушаешь её второй десяток лет, всё же хочется большего. И это при том, что это самое большее, как правило, есть на альбомах, но отсутствует почему-то на живых концертах.
И дело даже не в отсутствующем ударнике. Ибо ударник - это ритм-секция, это (в случае АДАПТАЦИИ) драйв в чистом виде, а голого драйва здесь хватало и так. Но вот мелодий - которыми так богаты песни Ермена изначально - практически не было вовсе, и это очень засушивало концерт. Виной же тому был, в первую очередь, провал по клавишам, которых зачастую было просто не слышно, что удивительно само по себе. Например, на DVD "АДАПТАЦИЯ в Камчатке" (2006) хорошо видно и слышно, как тот же самый музыкант придаёт необходимый драматизм музыке и зачастую вообще тащит на себе всю музыкальную составляющую концерта. Жаль, что этого не было сейчас...
Как бы там ни было, группа традиционно разыгралась к пятой-шестой песне. Звучит блок вещей с нового альбома - "Между Любовью И Ненавистью", "В Шиферодвинске", "Ничего Не Понимаю", "Шальные Истины" - не новые, но получившие свежее, однозначно лучшее воплощение на альбоме, чего, увы, не скажешь про концерт, где они звучат вполне традиционно.
За ними - блок старых хитов, с промежуточной кульминацией: "Маяк Над Соломенным Городом". Самая "обороновская" из известных мне вещей АДАПТАЦИИ заставляет таки расплясаться большую часть публики, хотя это и нехарактерно. Замечаю: даже подпевать Ермену как-то не тянет - хочется именно слушать... Следом за "Маяком" - "Так Горит Степь"; тяжёлая для концерта вещь, но Ермен справляется великолепно. С единственным "но": отчаянно - отчаянно! - не хватает мощной стены электрического звука позади вокала...
Под конец музыки становится словно бы больше, мелодии слышны отчетливее, клавиши - поярче. Так бы с самого начала, а?.. Сольная часть: "Чёрная Песня", "Жизнь В Полицейском Государстве", "Про Море" под гитару, и - при всем уважении к басисту и клавишнику - без особых потерь в драйве. "Про Море" - вообще область чистого кайфа, здесь есть всё, за что можно любить эту музыку: красота, полёт, нерв и беспредельность. "В этой боли ещё полно крика"...
"Бищара-Рай" в коде - куда же без неё?.. "Про Дома", соло басиста Андрея Ненашева и "Опилки" - на бис. Всё.
Ещё одна яркая точка пройдена. А путь - бесконечен.
Алекс Драйвер
"Наш Неформат"