Мракобесы весны: «Здесь никогда не ломает, здесь просто не прет…»
Весна – это время не только «школьников и самоубийц», но еще и мракобесов. Из Актюбинска.
Панк-группа «Мракобесы весны» восемь лет назад прогремела (говоря о панке это самый подходящий глагол) на всю республику, а отзвуки слышны по сей день, и не только в Казахстане. Ее первый (и единственный на сегодня) альбом «Сазда собачья» был записан и выпущен в мае-июне 2004 года. Пластинку расхватали (тираж был довольно условным), а те, кому она не досталась, не скрыли своего недовольства, в результате чего в 2012 году музыкальное издательство «Выргород» выпустило подарочный диск «Мракобесов». Альбом «Сазда собачья» вошел в серию «Архив Актюбинского Панк-клуба». Лидер группы – Красный Хоббит (в миру Алексей Белоконь), он же президент АПК, вождь краснокожих, поставщик Таласа, дитя индустриальных кварталов. Автор музыки и текстов песен, включенных в альбом (за исключением трека «Фантомас (В самом разгаре)» – он принадлежит Вове Синему и его «Братьям по разуму»).
Что касается исполнения, из шестнадцати заявленных на диске композиций четыре («Оторвановский вальс», «Мракобесы весны», «Сазда собачья», «Масломеры морали») исполняет Ермен «Анти» Ержанов, вокалист легендарной актюбинской «Адаптации» и главный инициатор создания «Мракобесов».
Последние шесть записей (бонусы) сделаны во время концертов в выставочном зале Актюбинска летом 2000 года и местном драматическом театре тремя годами позже (в апреле 2003-го). Устное творчество Хоббита отличает большое количество слов-мутантов, причудливых прилагательных, о происхождении которых можно только догадываться: «оторвановский», «масломер» (как это ни странно, к маслу и каким-либо мерам не относящийся), «белокот» (в контексте «Легко ли быть…»), «скалочки» (не имеющие ничего общего с пирогами и сварливой женой) и многие другие. Вообще же основную тематику песен легко обрисовать словами «что вижу, то пою», прибавив «особо не заморачиваясь» – самый настоящий панковский подход. Манера исполнения Хоббита тоже наглядно демонстрирует основную идею движения – стремление играть (в данном случае петь) главенствует над умением это делать. А какой панк (или просто социально протестующий исполнитель) удержится от возгласов «Да здравствует наша родная страна!»?
Что касается названия альбома, у Даля, Брокгауза и Эфрона бессмысленно искать слово «сазда», ибо за ним скрывается характерный именно для Актюбинска слэнг – так называется спальный район города, где родились создатели «Мракобесов весны». Многие критики и просто слушатели замечают за песнями «Мракобесов» шедевры более известных исполнителей. В коротенькой, из одного куплета, песне, давшей название группе, кому-то слышится «Поколение дворников и сторожей» «Аквариума». Кто-то кричит: «Да это ж Гарик!», слушая «Оторвановский вальс», а потом прибавляет: «Да и у Башлачева что-то похожее есть». Хоббитовский «Ползун» часто сравнивают с «Пластуном» Шевчука, хотя по совести, кроме схожести в звучании названий песен, общего у них ничего нет. За первыми же аккордами «Сазды собачьей» настойчиво слышится раннее «Кино». Сегодня «Мракобесы весны» концертов не дают. Почти сразу после выхода пластинки лидер группы потерял интерес к своему творчеству. Только Ермен, исполняя на своих концертах песни приятеля, нет-нет да вздохнет о том, как было бы здорово отправиться в совместный гастрольный тур. Может быть, музыканты следуют собственным словам: «Мракобесы весны ждут наступления лета»?
10.12.2012, ADMIN222 (источник: http://rockpalace.ru/miks/mrakobesi-vesni-zdes-nikogda-ne-lomaet-zdes-prosto-ne-pret)