Музон. Адаптация. "No Pasaran!" ("Выргород") 2011

Десятый юбилейный альбом казахстанского проекта, история которого началась ещё в 90-е. В будущем году группа отметит своё двадцатилетие. За эти годы лидер "Адаптации" Ермен "Анти" Ержанов заматерел, но не заразился равнодушием. Формула Черчилля про радикальную молодость и консервативную взрослость — явно не про него. Раньше Ермен причислял группу к анархо-коммунистам, играл на всех возможных протестных акциях. Не знаю как сегодня насчёт политической активности, но его песни по-прежнему — поэтический протест против господства фальши, жестокости и несправедливости. В чём совершенно точно нельзя упрекнуть Ермена, так это в отсутствии искренности — здесь всё по-честному.

Альбом готовился в сентябре — декабре прошлого года на петербургской студии "АнТроп", где была записана и предыдущая пластинка "Песни любви и протеста". В работе над пластинкой, помимо музыкантов актуального состава группы (Ермен Анти — вокал, гитара, Игорь Кулагин — гитара, Андрей Ненашев — бас, Ибрагим Джанибеков — ударные), приняли участие бывшие участники группы Вячеслав Голубев и Виталий Ширко.

В каталогах "Адаптацию" упорно именуют панком, встречается ещё определение социальный панк-рок. В пику декоративным панк-командам, бездумно копирующим западные образцы многолетней давности, пожалуй, оправданно. У "Адаптации" главное — это смыслы, чувства, идеи и никакого кривляния.

Но по части наиболее близких ассоциаций скорее назову западный альтернативный рок девяностых и классический русский рок. "No Pasaran!" — это музыка рок-революции, провёрнутая сквозь мясорубку 90-х, с тотальным крушением надежд.

Стилистически пластинка вполне в русле последних записей группы, таких как "Песни любви и протеста" и "Время убийц". По мне, идеальный альбом "Адаптации" — это "Так горит степь". В нём хватало фирменного драйва, но наличествовала удачная попытка выдвинуться за рамки привычного стиля. Сегодня мы имеем жёсткий плотный звук, и группа звучит порой вполне, как "Пилот" или "Люмен". Но "грязный" саунд десятилетней давности был довольно органичен содержанию песен. Если раньше это были своеобразные снаряды, то здесь скорее — картины.

Другое дело, что такой звук может открыть группу тем пластам аудитории, что убеждённо предпочитают "хорошее качество". Но попадёт ли в них боль Ермена — большой вопрос. В интервью "Завтра" семилетней давности Ермен яростно провозглашал: "Обыватель — это злейший наш враг. Обыватель составил фундамент власти и взошёл на её вершину. Когда мы говорили "система" и направляли свое творчество против Назарбаева или Ельцина, в то ещё время, главным объектом был именно обыватель, ярче всего воплощённый в этих персонах. Нужно разбивать эстетические мифы обывателей, потому что грузят сейчас в первую очередь такими вещами. Грузят массированно и продуманно со всех сторон. Рок-культура, конечно, была по призванию культурой нонконформизма, но теперь и рок-культуру впрягли насаждать конформистские идеалы. Продажные шкуры рок-н-ролла участвуют в президентских выборах, ведут телепередачи для домохозяек, нет больше рок-н-ролльного фронта". За прошедшие годы враг точно не изменился, на месте и верность рок-н-ролльному фронту.

"No Pasaran!" привычно полон ярких строчек: "Кажется мир окончательно спятил — мне не угнаться за ним", "наши ангелы под наркозом — эта музыка будет вечной", "по новостям льётся кровь — это такая игра", "сердце ревёт, сердце рвётся наружу — годы жадно берут своё", "частная собственность и одиночество вытянут соки и выжгут дотла".

"No Pasaran!" — это приметы времени, тревожные образы, истории сражения за жизнь. Для Ермена сегодня осаждённой крепостью является человек. Дать отпор всему, что атакует, не потерять себя, продолжать жить и желать. Настроение сродни "весь мир идёт на меня войной".

Проблема в том, что автономная личность, человек, не поддающийся на обманки мира, вполне может исповедовать и "веру в царя", которую попутно задевает Ермен — и вовсе не из глупости и инфантильности: соображения могут быть куда более серьёзными, и противостоящими реальности в большей степени, нежели инертные либертарные тезисы и наивные истории про людей доброй воли и здравого смысла. И посему здесь, наверное, требуются уже иные решения. Если, конечно, не хочется чтобы "No рasaran" вновь получил продолжение — "Hemos pasado".

Во всяком случае, в завершающих номерах пластинки ("Тысячелетие" и "Голоса и огни") потенциал выхода на новые рубежи имеется:

Космодром Байконур — Небесный Иерусалим

Корабли улетают, пронзив небеса…

Андрей Смирнов
Газета "Завтра", №18 (911) от 04 мая 2011 года