На одной сцене с ветеранами панк-движения Берлина выступила актюбинская рок-группа «Адаптация» (diapazon.kz, 3.10.2024)

Рокеры из Казахстана отыграли шесть концертов в Германии, Польше и Чехии.

"Адаптация" в знаменитом берлинском сквоте "Koepi". Фото здесь и далее Ермена Анти

Ермен Анти решил вновь собрать музыкантов под знамена своего легендарного проекта. Теперь «Адаптация» существует в формате трио, передает «Диапазон».

- Возродить группу - это не просто взять и объявить, что люди, играющие с тобой сейчас, станут называться «Адаптацией». Для этого понадобилось пойти на крутые изменения. В январе этого года я перешёл на бас-гитару, в группе появились новые гитарист и барабанщик. Музыканты живут в Актобе, Астане и Атырау. Мы собираемся на репетиции в одном из городов и после этого едем на гастроли, - рассказал Ермен Анти.

По его словам, апрельский реюнион-тур по Казахстану прошёл не совсем так, как планировалось. Но летом многое встало на свои места, музыканты нашли свой новый звук.

Сейчас в состав команды входит гитарист Болат Аймурзин и барабанщик Ибрагим Джанибеков, который уже ранее играл в «Адаптации» последнего созыва, когда они были актюбинско-питерской группой.

- Расширение концертного состава не планируется, нам комфортно играть в формате трио. Чтобы окончательно стать группой «Адаптация», мне нужно записать ещё один сольник и закончить трилогию «больного времени», начатую в альбомах «Груз 2022» и «Чёрный карнавал», - говорит лидер «Ады».

С 13 по 22 сентября актюбинские рокеры отыграли шесть концертов в Германии, Польше и Чехии.

- В Германии было четыре концерта - два в Берлине и по одному в Нюрнберге и Ростоке. Начали мы в знаменитом берлинском сквоте «Koepi», это последнее подобное место в столице Германии. Я как будто вернулся на двадцать с лишним лет назад во времена, когда «Адаптация» играла свои первые концерты в Европе. Мы тогда много выступали на анархических сквотах. В «Koepi» мы играли совместный концерт с группой «Namenlos». Это ветераны местной сцены с очень интересной и местами трагичной историей. Они образовались в ГДР, в восточном Берлине, в 1983 году. Пару лет спустя, после записи альбома, они привлекли внимание «Штази» и были арестованы и отправлены в тюрьму. Вокалистку группы спецслужбы пытались завербовать и сделать осведомительницей. Только вмешательство церкви и правозащитных организаций помогло им вырваться из застенков, а после покинуть ГДР. Сейчас из оригинального состава группы остался только гитарист, он живёт в Канаде, и когда приезжает в Германию, то группа собирается и даёт несколько концертов. Мы пообщались с ними после концерта, обменялись пластинками, сфотографировались. Олдскульные люди, идейные, таких сейчас немного. На концерте было больше двухсот человек, полный зал, из них четверть русскоязычных. За пару дней до концерта мы были в прямом эфире радиостанции «Голос Берлина» и хорошо разрекламировали концерт. Также на концерты нашего тура приезжало много людей из других стран: Франции, Голландии, Норвегии, Латвии, фанаты из других городов Германии. В электричестве мы не выступали в Европе с 2018 года, поэтому был такой резонанс, - объясняет Ермен Анти.

Как он замечает, на концертах не было никакого языкового барьера. Панк-рок - интернациональная музыка, и немцы слэмились в зале также, как и наши бывшие соотечественники.

Кстати, в Берлине получился очень интересный и спонтанный джем-сейшн.

- Мои берлинские друзья-музыканты разучили несколько песен моего проекта «Bishara Baldar» и предложили отыграть короткий сэт на втором концерте. Басист – немец, родившийся в Ташкенте, гитарист – когда-то жил в Уральске, а на барабанах был наш земляк из Мартука, переехавший в Германию в конце 90-х. Мы знакомы много лет, поэтому просто порепетировали пару дней и были готовы к выступлению, - рассказал актюбинский музыкант.

Томас, Ермен, Макс и Эд - "Bishara baldar" образца 2024. Берлин, 20.09.24.

С немецкой группой «Antispielismus» актюбинские рокеры знакомы много лет. Их вокалист Сергей участвовал в организации концерта «Адаптации» в Ростоке в 2013 году.

- Тогда мы играли в бывшем клубе Советской армии. В этот раз концерт был в сквоте «Punkerspa Bagehl». Это место появилось сразу после падения берлинской стены. Я рассматривал старые афиши в клубе, там выступало много интересных и известных панк-групп из Европы и США. Душевная вышла поездка на север Германии к побережью Балтийского моря, - делится впечатлениями Ермен Анти.

 

Заключительная часть европейская тура у группы выдалась самой насыщенной. За три дня - концерты в трёх европейских столицах.

- Когда мы выехали из Варшавы в Прагу, оказалось, что из-за наводнения в Чехии, было приостановлено движение поездов. И вместо Праги поезд доставил нас в небольшой польский городок. Далее с пересадками пришлось добираться в Чехию на нескольких машинах. Мы видели последствия наводнения: затопленные дороги, деревни, в которых вода уже сошла, но в воздухе ещё чувствовался запах ила. У многих домов лежали кучи вещей из затопленных подвалов. Нам повезло, что это был уже спад стихии, и, проехав километров 200, мы добрались до станции, где уже ходили поезда и успели на заключительный концерт тура, - рассказывает фронтмен «Адаптации».

«Возможно какой-то концерт запомнился больше всего? Может были колоритные персонажи среди зрителей», - поинтересовался корреспондент «Диапазона» у Ермена Анти.

- Каждый концерт был по-своему хорош и не похож на другой. В Праге зал в клубе находился в подвальном помещении, а наверху в баре сидел очень стильный, хипповатого вида старик. Спуститься вниз ему было тяжело, но он подошёл к нам после концерта и спросил, откуда мы приехали. Как мне потом рассказали, это был один из участников знаменитой чешской группы «The Plastic People of the Universe». Они образовались в 1968 году, застали вторжение советских войск в Прагу, участвовали в сопротивлении. В 1977 году их посадили в тюрьму, и чешские интеллектуалы издали «Хартию 77» в их поддержку. Большим их другом и поклонником был первый президент Чехии Вацлав Гавел, - поделился актюбинский рокер.

В Праге после концерта группы "Hillbilly Moon Explosion ". В центре фото гитарист группы. 

В свободное время Ермену Анти удалось пройти арт-терапию - сходить на концерты культовых индепендент-групп.

- Шотландцы «The Exploited» были очень популярны в нашей тусовке в начале 90-х. Помню, нам из Питера привезли кассету плохого качества, но, благодаря ей, мы узнали, что такое хард-кор. «Hillbilly Moon Explosion» – группа из Швейцарии, играющая музыку в стиле ретро: от рокабилли до аутентичного блюза, - рассказал он.

С Жюли, вокалисткой берлинский группы "Namenslos", после концерта в "Koepi". 

В этом году Ермен Анти уже во второй раз проехался по европейским концертным площадкам. Весной он гастролировал в одиночестве, теперь с группой.

- Мне нравится выступать в Европе, если была бы возможность, я бы проводил там больше времени. Там я могу осуществлять проекты, которые невозможно в силу разных причин реализовать в своей стране. За последние полтора года у меня вышли книги стихов на немецком и чешском языках в издательствах, где до меня из казахстанцев издавался только наш классик – Олжас Сулейменов. Европейцам интересна современная казахстанская поэзия, а дома всё решают связи и деньги. Если на этом нельзя срубить бабла, то официальной культуре это не интересно, - сетует певец и поэт.

Но музыкальный рынок в Европе безграничен, и актюбинский музыкант считает, что вероятность повторения экспансии казахстанского панк-рока вполне реальна.

- Не хочу пока загадывать наперёд, время покажет. Один из европейских панк-фестивалей заинтересовался нами. Если они нас пригласят, то мы будем делать большой тур по Европе. На этих концертах мы познакомились с интересными людьми и получили приглашения посетить Францию, Норвегию, Швецию, новые города в Германии, - добавил Ермен Анти и выразил благодарность всем тем, кто принял участие в организации этой поездки, тем кто приходил на концерты, покупал пластинки, мерч и поддерживал «Адаптацию».

ЧТО ТАКОЕ «СКВОТ»?

Пустующее, недостроенное или отселенное здание, превращенное в бесплатное жилье, художественные мастерские и пр. Захватчики здания исходили из сугубо прагматичных целей: художникам нужны были мастерские, рок-музыкантам — площадки для репетиций, путешествующим автостопом хиппи — место для ночлега.

Зарождение и расцвет сквоттерского движения приходится на 1960-е годы. Тогда здания захватывали исходя из политических убеждений. Подобные жилые объекты превращались в своего рода центры антисистемного сопротивления, где царили свои законы, вернее, анархическое неприятие каких бы то ни было законов.

Апогей таких захватов — Христиания — целый квартал в центре Копенгагена, оккупированный радикалами в 1971 году. Христиания, в конце концов, добилась для себя статуса самоуправляющегося района и ныне существует как настоящее сквоттерское государство в государстве.

 

Источник: diapazon.kz, 3.10.2024