Оголтелая Адаптация (Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE)

Московским концертом 20 октября в клубе «Шоколадная фабрика» открылся тур легендарной группы «Адаптация», посвящённый переизданию альбома «Джут» (2001).

Затерянные в треугольнике между Рабочей и Новорогожской улицах комнатки «Шоколадной фабрики» в этот раз наполнились людьми, которых, признают они это или нет, становится всё меньше и которых в последние годы становится всё сложнее встретить в Москве. Будто загнанные в резервации они собираются небольшими кучками, чтобы услышать любимую команду. И хотя концерт давно начался, поклонники «Адаптации» продолжали тусить у входа в клуб, обсуждая последние новости, делясь радостью от переиздания того самого «Джута», который более, чем 10 лет назад, стал для группы прорывным, «первым взрослым альбомом». Родной Казахстан и ставшая не менее родной Россия — для Ермена «Анти» Ержанова уже много лет поле битвы. На сегодняшний день его группа «Адаптация» — один из немногих протестных коллективов, оставшихся от тех времён. Они из немногих, кто может говорить о сегодняшнем времени и при этом имеет моральное право апеллировать к исторической памяти. Чтобы правильно сориентировать тех, кто ничего не знает о группе «Адаптация», замечу, что именно она в начале 00-х выступала в московском клубе «Точка» перед «Гражданской обороной», а это, согласитесь, многого стоит. Собственно, некоторые песни написаны Ерменом явно под сильным влиянием и в русле эстетики Егора Летова.

На сцене четверо музыкантов: power-trio и солист Ермен Анти на ритм-гитаре. С самого начала было объявлено, что концерт будет большой. И в самом деле два отделения для рок-концерта – едва ли не редкость. В программу вошли как композиции с «Джута», так и другие песни «Адаптации».

Несколько лет назад сменился состав группы: кому-то это, разумеется, не нравится, стало меньше шума, но зато появился чёткий драйв каждого инструмента. Лишь манера исполнения самого Ермена уже много лет остаётся неизменной, фирменной.

Его интонации звучат, как на нервах. Ермен вколачивает слова, как гвозди. В ушах звенит от опустошающих ударов, затихающих внутри. «Империя наносит ответный удар» — новая песня. В конце фраз согласные намеренно педалируются, намеренно артикулируются, усиливая нетерпимый рычащий эффект. В чём-то трясущиеся интонации напоминают Александра Васильева из группы «Сплин», но куда расслабленному Васильеву до неистового, исступлённого Ермена! Настоящие, чёткие, без соплей тексты, сталь в облике, набухшие вены…. И вот уже палочками отбивается суховатый ритм, звучит вступление в сёрф-стиле, и исполняется «Лето» — это вальс. Кстати, такая форма не является для «Адаптации» уникальной. В концах фраз дрожащие, вытягивающие и закручивающие жилы в узлы «ааааа».

Ты выйдешь за рамкиииааааа

Осеньааааа

Тексты Ермена – лозунги, короткие рубленые строчки, рифмующиеся изнутри. Ермен поёт с надрывом, со звуком набирает воздух, которого не хватает на следующую фразу.

Под «Там, где рождается боль» публика слэмует. Это такой фрагментарный слэм, который также быстро затихает, как и начинается

Звучит «Жизнь в полицейском государстве», а из зала всё просят и просят «Ноябрь». Наконец, группа исполняет «Ноябрь в окно». Забавно, достаточно брутальная правильная публика просит в общем-то едва ли не самую попсовую песню: простая ритмика, меньше напряга… Это к вопросу о том, что же по-настоящему нужно людям: возможность реализации собственных протестных настроений или чтобы их погладили, причём желательно не против шерсти… Впрочем, песня хороша, что тут скажешь!

«Живой» — финальная песня концерта, который завершается просто и точно. Вроде как естественное завершение, очень логичное, но в то же время кажется, что Ермену еще есть что сказать и он это сделает, но уже на других концертах.

«Спасибо! Через месяц будет акустика!» — объявляет Ермен. А пока… пока впереди тур: Санкт-Петербург, Петрозаводск, Воронеж, Тула и другие города, которые тоже ждут «Адаптацию», ждут возможности окунуться в творчество группы, почуствовать плечо соратника по настроению, по борьбе, ведь Ермен Анти как и десять лет назад «идёт в ногу с той самой Живой Жизнью, которую так отчаянно, оголтело и в каком-то смысле безнадёжно воспевает в своих песнях». И пусть нет в его композициях серьёзной музыкальной нагрузки, иллюстрирующей, объясняющей, дополняющей, подкрашивающей в правильном или выигрышном ключе. Его музыка качественна, но не изысканна, не насыщенна, он не использует весь арсенал имеющихся в наличии художественных средств. Намеренно ли? Вероятней всего, он, как истинный певец русского рока полагает, что сначала было слово, и этого достаточно.

Песни Ермена таковы, что их существо не стоит интерпретировать ни с точки зрения текущего политического момента, ни с точки зрения социальной актуальности. Они цельны, свежи и остры сами по себе, даже вне привязки ко всему вышеперечисленному. Ермен на сегодняшний момент – одна из немногих значимых фигур летовского уровня, способных творить, не скатываясь в нишу поп-панкеров из «Короля и шута», творить, успешно уворачиваясь от обвинений в стереотипности мышления и стандартности используемых образов. Вот только что толку, если по-прежнему радио- и прочие станции крутят всякую муть, вместо того, чтобы обратить внимание на «Адаптацию», «Электрических партизан» Вадима Курылёва или Ника Рок-н-Ролла, тем самым превращая вышеперечисленные команды в элитарную музыку. Так было раньше, так есть сегодня, и, похоже, так будет всегда: пипл хавает, а менеджеры шоубиза и рады скармливать хавающему пиплу непотребно позорную жвачку.

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Татьяны Соколовой здесь