Полтора часа АДА в Засаде
Одиннадцатого сентября легенда отечественной независимой сцены - группа "Адаптация" впервые дала концерт в Сибирском Манчестере.
Такого неподдельного драйва и эмоций, правдивой жёсткости и лиричности текстов почти не встретишь у современных "рок-героев". Иные награждают "Аду" (так называют группу в народе) громкими эпитетами вроде "последней надежды русского рока", но суть одна: "Адаптация" - это настоящий неподдельный рок.
С самого начала в Томске было решено не делать никакого разогрева. Во-первых, потому что особого смысла в этом принципе нет, а во-вторых, хотелось послушать саму группу подольше.
За час до начала концерта в "Засаду" начали подтягиваться люди. Приятным удивлением было то, что около 10 человек специально приехали на "Адаптацию" в Томск из других городов (Новосибирск, Кемерово). Всего зал байк-клуба вместил, навскидку, порядка 70-80 человек.
Наконец, актюбинцы поднялись на сцену: "Добрый вечер, Сибирский Манчестер! Приветствуем вас! Всегда хотели сыграть на родине "Передвижных Хиросим". И как дань уважения этой легенде сибирского рока из г. Томска первой была исполнена песня Вячеслава Шатова "Трое из Усть - Илима".
Свою программу "Ада" открыла совсем новой вещью "Джейн Доу", отличная шаманская раскачка концерта. Дальше зазвучали песни с последнего альбома "Адаптации" "Время Убийц".
Без всяческих "сценических ужимок" и заигрываний с публикой с первых же аккордов и слов группа, что называется, "взяла зал". Музыка лишь усиливала воздействие текста и расставляла необходимые акценты. Скептики наверняка заговорят излюбленными штампами о "вторичности" и "говнороке", но в этой форме важна именно смысловая нагрузка и чёткая ритм-секция, а этого у "Ады" не занимать. А уж энергия, с которой ребята рубятся, заставляет вспомнить о "Stooges" и "ГО" концертного периода конца 80-х.
В Томске состоялась презентация ещё одной новой композиции "Адаптации", написанной совсем недавно - в дни войны в Южной Осетии: "Любовь и каннибализм".
К середине концерта атмосфера в зале накалилась в прямом смысле слова, и администрация даже предложила сделать перерыв, но группа и пришедшие её послушать отказались. В итоге "Ада" играла около 1 часа 40 минут без перерыва. И как! Было такое ощущение, что группа рубится уже часа три как минимум, настолько сжималось время и пространство во время исполнения горячо любимых "Так горит степь", "Феодализм", "Про море", "Бищара-рай", "За измену Родине".
Здесь было всё: отказывающие гитары, и летящие барабанные палочки, "кровь, пот и слёзы", "праведный гнев" и бесконечная радость, слэм и хоровое исполнение любимых песен.
Порой (особенно на песнях с последнего альбома) чувствовалось отсутствие гитариста Игоря Кулагина (он покинул группу ещё летом), но, с другой стороны, к "Адаптации" вернулось тяжёлое хард-коровое звучание периода альбома "За измену Родине". Уверенная игра басиста Андрея Ненашева компенсировала отсутствие соло-гитары, к тому же Ермен взял на себя часть соло-партий, а чёткий бит барабанщика Ибрагима Джанибекова задавал нужные пульсации этому мощному потоку энергии, который шёл со сцены в зал, в уши, глаза и сердца пришедших, многократно усиливаясь и возвращаясь музыкантам.
Когда же Ермен сказал: "Наша программа входит в финальную часть, поэтому сейчас будем отрываться просто", - стало ясно, что дальше будет рок-н-ролл не на жизнь, а на смерть. Весёлый марш "Политкорректность", неожиданная тяжёлая версия "Мой город будет стоять" и боевики "Кайф для меня" и "Алдар Косе» (на казахском), казалось, окончательно выжали все силы из музыкантов и слушателей. И для разрядки была исполнена советская песня «Аврора", которая за последние годы отлично вписалась в репертуар "Адаптации".
"Спасибо, Томск, за тёплый приём!" - повторял Ермен, едва успевая отдышаться, и слушатели отвечали группе благодарными овациями. Финальный "Маяк над соломенным городом" исполнялся хором, в очередной раз, показав настоящее единение группы с залом.
Народ никак не хотел отпускать группу, и на первый бис опять-таки хором была исполнена программная вещь с альбома "Джут" "Грязь" с рефреном: "Грязь-это способ остаться чистым!". Сильнейшая вещь прозвучала по-новому (drum&bass) и в таком дорзовском духе. В определённый момент стало страшно за Ермена, казалось, что последние силы на глазах покидают его. Тогда весь зал помогал скандировать финальные апокалипсические строчки: "В стране снегов дожидаться лета!".
Это был апофеоз концерта и такая планка, которая надолго останется в памяти собравшихся. Это была передозировка сильнейшей энергетикой музыки и текста, которая заставляла несколько иначе посмотреть на вещи вокруг и на себя. Это было Всё.
Однако Ермен вновь поднялся на сцену и на прощание в одиночку исполнил ещё одну уже спокойную песню "Шальные истины" с последнего альбома.
На этом вечер настоящего искреннего рок-н-ролла был закончен, и посетившие этот концерт унесли с собой незабываемые впечатления, мысли и эмоции. Даже как-то не по себе было спускаться на землю после того урагана, который рвал и метал на сцене и в зале. И есть огромное желание попасть на концерт "Адаптации" вновь. Ибо это действительно глоток того самого корневого чистого и честного рока, который если и существует сегодня, то только в по-настоящему независимом андеграунде.
Сейчас Ермен сотоварищи готовят новый альбом и планируют на следующий год большой тур по Сибири.
Игорь Новиков, Василий Вершинин.
Мызыкальный журнал "Новый рок" №1, Томск, осень 2008 г.