ПРЕЗЕНТАЦИЯ АЛЬБОМА «ЗА ИЗМЕНУ РОДИНЕ» - 17.12.2003, Клуб «Бункер»: «Адаптация», Белканов, «Западный фронт»

Многострадальный альбом «За измену Родине», черновой вариант которого был записан еще 4 года назад, наконец-то увидел свет, пусть и в несколько измененном виде (сам альбом требует отдельной рецензии, и она вскоре появится). «Адаптация» сотоварищи, нечасто в последнее время радующая столицу своими концертами, отметила это выступлением в клубе «Бункер». Событие вышло ярким, поэтому рассказать о нем будет не то что, нелишне, а даже необходимо.

С самого начала немного обломал сам клуб – и цена на билет на 50 рублей больше обещанной, и маленький зал (звук сам по себе и был очень неплохим, порой огорчал досадным попёрдыванием бас-гитары), и охранники, не дававшие поначалу народу рубиться (двух панков просто-напросто выволокли из зала, настойчиво предложив покинуть клуб – панки этого не сделали, продолжили рубиться, и больше подобных инцидентов не возникало). Диск продавался не по пониженной цене, как ожидалось (презентация все-таки), а по обычной – за 250 рублей. Но все эти мелкие неприятности в итоге были успешно компенсированы ярким, мощным выступлением музыкантов. Что ж, это приятно – нынче мало кто на такое способен.

Музыканты в этот вечер покидали столицу и ехали гастролировать дальше. Посему было заметно некоторое замешательство: лица готовившихся к выступлению были взволнованны, концерт начался позже запланированного. Алес – один из организаторов действа, также уезжавший вместе с группой – выглядел напряженным и несколько усталым. Однако же концерт начался, и всё более-менее успокоилось. Первой выступила «Адаптация» в составе Ермен Анти – вокал, гитара, Ник Вдовиченко – бас, Владимир Белканов – клавиши и неизвестный мне пока бородатый человек – ударные (очень классно отыграл, молодец). Открыла выступление напряженная, затягивающая песня «Пепел» – купившие новый диск смогут услышать ее в виде бонуса к альбому (концертное выступление группы в городе Дижон). Вообще игралось очень много нового, и материал очень порадовал. Были сыграны и «За измену Родине», и «Про дома…», и «Крейсер «Аврора», и «Так горит степь», и «Бищара-рай», и «Мой город будет стоять», и «Революций не будет», и «Политкорректность», и всякие другие не менее эффектные вещицы. Во время исполнения козырной рэповой «Кайфа больше нет» на сцену вышел худощавый паренек в шерстяной шапке и белом свитере, до того бороздивший зал от сцены к выходу и обратно, и в течение всей песни исполнял некий загадочный танец, а ближе к ее финалу покричал в микрофон нечто не очень понятное. Ну в общем обеспечил некоторый, так сказать, перфоманс и экшн. Белканов своими клавишами существенно украсил выступление. Ребята вполне справляются и без гитариста, хотя его присутствие музыку бы усилило и внесло дополнительную порцию трэш-угара J, что вполне подтвердило последующее выступление «Западного фронта» (об этом чуть ниже). Ермен завораживал публику, притягивал ее, концентрировал. Мастер. Сильный человек. Мне немного обидно, что «Адаптация» уже который год продолжает оставаться «группой для узкого круга» и не становится массово популярной. С одной стороны, это бы вызвало приток «невтыкающих» посетителей концертов, ходящих только ради рубилова, с другой – группа бы получила то, что заслуживает. Не должен такой коллектив быть «элитарным». Однако группа выступает в самых разных городах (среди них и города дальнего зарубежья), и число ее слушателей растет. Посмотрим, как дальше пойдут дела у группы.

После «Адаптации» выступал Владимир Белканов. Один. Без ансамбля. Он должен был выступать первым, но концерт начался позже, поэтому времени ему было отведено очень мало. Первая песня (что-то про солдата в окопе – я ее слышал первый раз) мне лично показалась невразумительной и слишком уж перегруженной матюгами. Когда она завершилась, кто-то крикнул: «Белканов, не можешь что ли нормальную песню сыграть?» «А что вы подразумеваете под нормальными песнями?» – ответил Белканов. Кто-то что-то просил, основная часть народа сразу после «Адаптации» ушла, не дожидаясь выступления всех остальных. Атмосфера не располагала к пространным разговорам, и в общем публика не очень-то восприняла Белканова. Вторая песня посвящалась работникам правоохранительных органов – тоже мне не понравилась. Мусора там сравнивались с опричниками – вот взял да оскорбил приличных, хороших людей. Зачем?

И третья – уже известная «По палатам, блядь!». Народ подпевал. Хорошая вообще песня. Но Белканов в этот вечер был не на высоте. Мы-то знаем, что на самом деле он – хороший, талантливый автор и исполнитель, но в тот раз он этого не показал. Ну да ладно. Раз на раз не приходится.

Завершило концерт выступление группы «Западный фронт». Николай Вдовиченко – гитара, вокал, Ермен Анти – бас, все тот же бородач на ударных и молодой паренек казахской наружности, успевший уже побывать барабанщиком «Адаптации» – гитара. Первые же аккорды заставили меня усомниться в том, что на сцене действительно Вдовиченко – уж очень тяжелым, агрессивным, мощным и злым было выступление группы (а я, признаться, до того «Западный фронт» не слышал и знал Вдовиченко только по акустическому и в общем не агрессивному альбому «Над пропастью во ржи»). Первая песня называлась «Грязные танцы» и посвящалась американскому вторжению в Ирак. В припеве так и пелось – «Убей американца». Прямо экстремизм какой-тоJ. Народу очень понравилось, все угорали и после окончания еще скандировали: «Убей! Убей! Убей!». Остальные песни первой не уступали. Из известных мне была исполнена «Весна в Гонконге» – очень сильно звучит в электричестве. Молодой гитарист не подкачал и отыграл вполне ничего себе. Выступление было кратким, но метким и запоминающимся. Последней была «Зима» – лиричная проникновенная песня. Вдовиченко – автор бьющих наотмашь песен и очень неплохой их исполнитель. Жаль, что электрических записей «Западного фронта» пока что не издавалось. Надеюсь, что это в будущем будет исправлено, потому что там есть, что издавать.

Всем пришедшим на концерт выдавались символические медали «За измену Родине». Так уж все нынче поставлено с ног на голову – люди, действительно желающие своей Родине добра, объявляются врагами этой самой Родины и изменниками. В Казахстане и в России это происходит в несколько различных формах, но в общем-то везде лицо нынешней власти примерно одинаково, хоть и лозунги ее могут различаться. Выступавшие в тот вечер в «Бункере», быть может, в чем-то ошибаются, они не сводят своих мыслей насчет государственного и общественного устройства к конкретным программам и доктринам, но суть происходящего они понимают верно и очень талантливо излагают это свое понимание. Излагают доходчиво, резко, хлестко. Больше таких исполнителей нет – Летов постепенно сдает свои позиции, Селиванов, похоже, уже завершился как рок-музыкант (а если и не завершился, то последнее его амплуа уже такого доверия не вызывает). А кто еще? А никого. Остальные разбрелись по иным жанрам, ушли в мир иной или просто завязали с роком. Поэтому пока что остается надеяться и уповать на актюбинцев, а также на то, что кто-то еще появится. Пока что, увы, не появился.

Степан БАСМАНОВ