Рецензия на альбом «Оруэлл» от Алексея Коблова («Зомби», «Урлайт», «Контркультура»)
Новость о том, что Ермен распускает группу «Адаптация» и прекращает концертную и студийную деятельность стала неожиданностью для всех его знакомых, для людей, слушавших и любивших эти песни все эти годы, и для меня, конечно, в том числе. Жест, безусловно, сильный и смелый — уйти со сцены на пике формы, без очевидных веских причин — ругани с музыкантами, пошатнувшегося здоровья, потери интереса со стороны публики, ничего подобного не случилось. Но чувство потери чего-то крайне важного и дорогого становится оттого только острее. Полезная привычка ходить на концерты «Адаптации» и сольники Ермена каждый раз, когда есть такая возможность, живой неподдельный интерес к новым песням и с некоторых пор ещё и новым стихам, всё это скоро прекратится, во всяком случае, на обозримое ближайшее будущее, очень жаль. Мы дружны с Ерменом уже очень много лет, и эта дружба, конечно, никуда не денется. Но дело не только и не столько в этой тёплой человеческой дружбе, наша независимая рок-сцена и так не сильно богата на ярких авторов и исполнителей, а уж покидают её обычно разве что вперёд ногами, как говорится. Восточный по крови и русскоязычный в поэзии Ермен и тут смог удивить, уходя на какой-то период в тень вполне в добром здравии. А напоследок записал и выпустил ещё одну блестящую пластинку, альбом «Оруэлл».
«Оруэлл» действительно получился продолжением альбома «Цинга», его словно бы второй частью, как было в своё время у Летова с «Долгой Счастливой Жизнью» и «Реанимацией». Такая параллель не случайна, и даже отчасти подчёркнута звучащей тут старинной песней «Гражданской Обороны» «Мёртвый сезон», из которой Ермен сделал, по его же словам, эдакую «сибирскую плясовую». Пляс вышел вполне в духе альбома, мрачный и безнадёжный. «На всей планете мёртвый сезон», круг замкнулся.
Опять, как и на предыдущих работах «Адаптации» «питерского периода», — гитарная стена звука прекрасного музыканта Вадима Курылёва. И в студиях Петербурга, и на концертах и гастролях в разных городах эти гитары всё это время звучали более чем убедительно. Так же и здесь, на новой записи.
В 2015 году по случаю выхода сингла с парой песен, включенных теперь в альбом «Оруэлл»: «Сбитые лётчики» и «Кончилось время стихов» — Ермен говорил: «Сбитые лётчики» — песня для тех, кто не строит никаких иллюзий относительно того, в каком мире он живёт. Находясь на передовой в нескончаемом противостоянии добра и зла, не становясь ни на одну из сторон, не принимая лжи истлевших идеологий, Сбитые Лётчики продолжают свой затяжной полёт. Камикадзе Любви, Буревестники Неизбежного во времена «конца поэзии» — Сбитые Лётчики, как сошедшие с орбиты спутники, уносятся прочь, нисколько не сожалея о том, что им уже никогда не вернуться обратно. Строчка из «Сбитых лётчиков» «Я двадцать пять лет живу при монархии» в контексте последних событий на родине Ермена в Казахстане теперь тоже уходит в прошлое, оставляя в истории переименованную столицу.
Тут вообще, как часто случалось у Ермена и в раннем периоде деятельности, и, в особенности, в его нынешнем, самом зрелом как автора периоде, много ярких и хлёстких фраз.
«Дети свободы совести рвут на куски правительство» в песне — 1984.
«Мы покидаем свои резервации, так просераются революции» и «Нас пугали гаагской тюрьмой, мы любили в Берлине встречать Первомай» — Беспризорные люди.
«Когда пришли вуайеристы, и Цукерберг украл наши лица, каждый спасался как мог» и «Мы посмеемся, но только чуть позже, ну, а пока мы как Ленин в Польше — не смешно» — Искренний рок.
«Акиматы просят огня, я не вижу смысла быть толерантным» — Небо в огне. (Акимат — районная государственная администрация в Казахстане).
«Не понимаю, и не хочу понимать настоящее, ты готов убивать за свободу, я выбираю счастье»,
«Мы отряды Махно, мы уходим, нам нечего сделать здесь», «Знай, что у них на службе вся современная психиатрия» — Кончилось время стихов, песня-кода, финал последнего альбома «Адаптации».
«Оруэлл» изначально не должен был стать последним в дискографии группы, во всяком случае, он таким не планировался. А песни и вовсе сочинялись за довольно долгий период времени, по ходу которого ни о каком финале речи не было. Но в итоге кода получилась более чем убедительная. Невеселая, а местами и мрачноватая, но при этом очень мощная, драйвовая и яркая пластинка, величественный монумент на развилке по пути в неведомое.
Говоря словами героини фильма Киры Муратовой «Три истории», «Этой планете я поставила бы ноль».
В апреле «Адаптация» сыграет большие прощальные концерты, 26 апреля в Москве и 27 апреля в Санкт-Петербурге. Они же станут презентацией последнего альбома «Оруэлл». На этом нынешняя история группы закончится.
Спасибо, Ермен. Увидимся.