«Так УГАРела степь!». О концерте в Воронеже 27 марта 2008 года
27 марта в нашем городе в рамках рок-фестиваля «ШУРФ против наркотиков» выступила группа «Адаптация». Вообще-то играли две группы. Помимо Ермена Анти и Ко на событии отметились также «Кирпичи». Но о них, думается, вы сможете прочитать в любом другом издании. Нам же интереснее то, что интереснее. Это - Адаптация.
При большом желании, конечно, даже в нашем «поселке гоповского типа» можно время от времени послушать хорошую музыку вживую. Есть еще люди, которые берут на себя не шибко благодарный (судя по посещаемости мероприятий) труд по организации хороших концертов. На актюбинскую «Адаптацию» эти люди обращают внимание не в первый раз, за что им огромное спасибо!
Как Вы думаете, скольким людям помогают жить (или еще радикальнее - выживать) песни какого-нибудь Океана Эльзы? Может, таковые в некотором количестве и найдутся (каждый, как известно, сходит с ума по-своему), но, уверяю вас, - творчество малоизвестной (по сравнению со всевозможным псевдороком) «Адаптации» помогает гораздо большему числу меломанов - любителей искренней качественной музыки. Удивительно? Нисколько! Земфиры и прочие Мумии с их Троллями отличаются друг от друга длиной волос и, иногда, полом (и то - не особо). Что касается тех ныне существующих немногочисленных групп, которые хочется слушать и, соответственно, слышать, их индивидуальность слышна невооруженным ухом. Совершенно точно чувствуется, зачем ребята берут в руки гитары, какие идеи, мысли и переживания они интегрируют в свое творчество. Все просто: одни - «пустые», другие («других», к слову, меньше в сотни раз) - нет. Группа, о выступлении которой пойдет речь, образовалась в 1992 году в городе Актюбинск. В 1995-м Ермен «Анти» Ержанов (бессменный лидер «Адаптации», автор музыки и текстов, гитарист и вокалист) и компания записали первый альбом «Парашют Александра Башлачева». Эта отличная (в смысле не качества звучания, а - качества музыкального материала) полуакустическая запись не только не потеряла актуальности по сей день, но даже среди некоторых фэнов считается лучшей. Группу «долбали» - были проблемы с местными властями. Издавать некоммерческую музыку никто тогда не спешил, и эта ноша ложилась на плечи самих музыкантов. «Штамповали» кассеты, благо, было что штамповать: вслед за дебютником дебри отечественного самиздата «поглотили» два других магнитоальбома - «Колесо истории» и «На нелегальном положении». А в начале нового тысячелетия талантливую группу заметили и в Москве - кассеты и диски «Адаптации» начали выпускать независимые издательства «Выргород» и «Отделение ВЫХОД». Перешагнув пятнадцатилетний порог, группа достигла главного - у коллектива появился свой постоянный «врубающийся» слушатель. Появились, как раз таки, те люди, которым творчество «Адаптации» помогает выжить. Даже самые мрачные вещи Ермена не побуждают к суициду. Наоборот, они - та энергия, которая помогает идти дальше, вперед, пробираясь через все препятствия.
«Я спою Вам песенку, а про что не знаю сам:». Знает. И, что еще более ценно - чувствует. Ермен одинаково чувствителен как к социальной несправедливости, так и к несправедливости куда больших масштабов. Он не примелет обывательства. Обывательской тупости. Творчество Ермена Анти находится «меж двух огней» : с одной стороны - это крайняя степень недовольства окружающей реальностью (о чем, зачастую, поется прямо, безо всяких намеков и «подводных камней»), с другой - стремление ввысь, фокусирование зрения на неких моментах вечного хода времени без отрыва от контекста самого «хода». В каждой песне (при кажущейся простоте) - не одна грань, не один уровень, что позволяет воспринимать ее каждый раз как-то по-особенному. Но та искренность, та типично «ерменовская» энергетика (наверное, под модным сегодня словом «харизма» подразумевается именно это) почти с первых аккордов позволяет заключить: это - «Адаптация».
Время - стоять!: На сцену «Ста ручьев» вышел ведущий и объявил «гостей из Казахстана». Перед этим, правда, он напомнил собравшимся о тематике мероприятия - борьбе с наркотиками. С одной стороны, было бы очень наивно считать, что концертами можно решить проблему, масштабы которой приобрели угрожающие размеры. А с другой - хорошо, что есть те, кому все это небезразлично. Как сказал ведущий: «если сегодняшний концерт повлияет на жизнь хоть одного человека, на его отказ от наркотиков - я буду считать, что день прошел не зря».
А вот и они, собственными персонами! Появились музыканты, да как задали! Начали с нового материала (концерт по совместительству явился презентацией свежевышедшего альбома «Время убийц»), сыграли «Между любовью и ненавистью», «Ничего не понимаю», «Не вернулся домой», «Сколько их здесь». Начинало слушать совсем мало человек (аж стыдно стало, наблюдая, как выкладывается Ермен перед полупустым залом), к концу сета в полку слушателей - прибыло. Пропустить такое и впрямь было бы глупо: дело в том, что вслед за вещами с новой пластинки (которые тоже очень неплохи, минус только в их «новизне» - подпевать не зная слов - это не айс!) музыканты «зарядили» нетленки. Жесткое и четкое гитарное звучание пополам с убийственной энергетикой, разбавленное неистовым вокалом Ермена - что-то с чем-то, скажу я вам! А тут еще - вещи, уже ставшие классическими: «Маяк над соломенным городом», «Бищара-рай», «Будущего нет» (все - первый альбом), «За измену Родине» (одноименная пластинка), хрестоматийная «Грязь», которая, по Ермену, не что иное, как «способ остаться чистым»: И, судя по тому, что нашлись люди, знавшие тексты песен, требующие исполнения конкретных вещей (особенно горячо просили «Так горит степь», и допросились-таки!), у группы есть единомышленники даже в нашем «Шиферодвинске» («В Шиферодвинске» - название одной из вещей нового альбома - авт.).
Отдельно хочется похвалить музыкантов. Несмостря на то, что это - новый состав группы, гитарист Игорь Кулагин, басист Андрей Ненашев и барабанщик Ибрагим Джанибиков справились с поставленой задачей на все сто. Возможно, такому впечатлению поспособствовал отличный звук в зале: можно было легко разобрать слова в новых песнях. Звук соло-гитары был просто отменный, и тут же - сочные бас-партии и очень четкие технически «дроби». Вот так!
Все вместе и сделало свое дело. Только когда музыканты доиграли (читай - дорубили) последнюю вещь «Алдар Косе» (кстати, на казахском!) стало понятно, что, в общем-то, прошло полтора часа, и что сет группы закончен. Понимание этого пришло, повторяю, только с последней нотой. До этого времени не существовало. Было ощущение, что стрелки часов на моей руке застыли на отметке «7.00», а потом в нужный момент, буквально за секунду, приняли положение, соотвествующее половине девятого...
Удалось переброситься парой фраз с Ерменом. Он поведал, что этот концерт понравился больше, чем предыдущий. Да и вообще - клубы ему милей, чем открытые площадки. Рассказал об идее издания коллекционного винила в Европе, где «Адаптацию» знают и любят (ребята играли во Франции, в Испании). Упомянул и том, как трудно дался новый альбом - писали пол-года, во время записи поменялся состав. Поговорили обо всем по чуть-чуть.
Я получил в подарок новый диск, попрощался и попросил Ермена и ребят приехать еще раз. Они обещали... Выходя, поймал себя на мысли, что, наверное, это первый в моей жизни концерт, на котором понравилось абсолютно все - звук\свет, зал в смысле помещения (в «Ручьях» все-таки очень уютная атмосфера), и даже зал в смысле публики. Вроде бы - приходишь слушать музыку, а как бросаются в глаза такие «мелочи»! На следущий день понял: хочу еще.
P.S. Перечитав написанное, собрался добавить немножко «негатива». Оттолкнуться от всех-всех-всех плюсов и припомнить хоть один минус.
Зайти с другой стороны, что ли. Припомнил только окончание одного из спектаклей Евгения Гришковца: «А другой стороны-то и нет...»
Сергей Попов